rus
Українська
Mixed

"Остается разве райотделы жечь…" Интервью с Романом Синицыным о нападениях на активистов

Лилия Рагуцкая

'Остается разве райотделы жечь…' Интервью с Романом Синицыным о нападениях на активистов

"Кто заказал Катю Гандзюк", - спрашивают тысячи сделанных с помощью трафарета надписей, которые сегодня можно встретить где угодно. Этот же вопрос звучит с сотен страниц в Фейсбуке, поднимается на всех возможных международных площадках. Но несмотря на это полиция едва смогла найти исполнителей дерзкого нападения, которые среди бела дня облили кислотой известную активистку и сотрудницу городского совета Херсона Екатерину Гандзюк. О поиске же заказчиков покушения на Катю, которая системно боролась с коррупцией в правоохранительной системе, речь не идет до сих пор.

Впрочем, проблема не исчерпывается одной лишь Гандзюк. Только за последний год произошли десятки нападений на активистов и общественных деятелей по всей Украине. В нескольких случаях жертвам нападений выжить не удалось. И во всех этих случаях есть одна общая черта: не установлен ни один заказчик, а во многих случаях - и исполнители нападений на проукраинских активистов.

Есть ли основания полагать, что все эти нападения укладываются в некую единую систему с общим "мозговым центром"? Кто и зачем открыл сезон охоты на активистов? Как активная общественность планирует защищаться от методического истребления, которое продолжается под странное молчание высшего руководства государства? Об этом и многом другом в интервью UAportal рассказал известный волонтер и блогер Роман Синицын.

- За последний год в Украине произошло с полсотни нападений на общественных активистов. Это террор? Если да, то этот террор - результат сопротивления системы, которая никуда не делась, или это процесс, инспирированный извне?

- Мы сейчас актуализируем перечень случаев нападений на активистов. Потому что есть список ООН, в который попали и такие случаи, как с Филимоненко (имеется в виду стычка между журналистом Всеволодом Филимоненко и председателем ОО "Центр противодействия коррупции" Виталием Шабуниным, которую многие оценивают как результат провокации со стороны Филимоненко - UAportal), или с обливанием Шабунина зеленкой.

Мы говорим о более серьезных нападениях. Их 43 или 44 за год. В том числе, два или три убийства. Есть рецидивы, как со Стерненко (Сергей Стерненко, руководитель НОО "Небайдужі", бывший член Провода и глава одесского областного отделения "Правого сектора" - UAportal), на которого трижды нападали. Есть люди, на которых нападали по два раза.

Я не думаю, что все эти нападения - это одна спланированная кампания. Но большая часть, особенно на юге (Донбасс, Херсон, Одесса) очень вероятно имеет единый "мозговой центр". Потому что там целенаправленно выбивают людей. На Никитенко и Устименко в Херсоне и Одессе нападали одни и те же люди (херсонский журналист Сергей Никитенко и лидер одесского "Автомайдана" Виталий Устименко, пережили нападения неизвестных в июне этого года с интервалом в две недели. В случае с Устименко нападавшие были вооружены ножом - UAportal). Никитенко узнал нападавших на фото с камер наблюдения в Одессе, когда было совершено нападение на Устименко.

Читайте также: В Одессе произошло циничное нападение на активистов: появились фото и видео

Я не исключаю, что частично это какой-то инспирированный процесс. Точнее, я уверен, что в этих нападениях заинтересованы какие-то пророссийские элементы для того, чтобы раскачать ситуацию. Частично это региональные элиты, которым очень мешают определенные люди и то, что они делают - в плане борьбы с коррупцией, остановки незаконных застроек и так далее.

Но в целом мы можем говорить о полном развале правоохранительной системы, которая не способна ничего сделать с этими нападениями. Потому что результат усилий МВД, прокуратуры, СБУ - ноль заказчиков этих нападений. Вообще ноль!

- Правоохранительная система не может ничего сделать - или не хочет?

- Если честно, в каких случаях, я думаю, не умеет. Они разучились. Мы в последнее время много общались по Гандзюк и по Стерненко с представителями Нацполиции и прокуратуры. Люди зарабатывают деньги. И думаю, что они уже потеряли или профессиональные навыки, или кадры. Во многих случаях они просто не способны ничего расследовать.

''Остается разве райотделы жечь…'' Интервью с Романом Синицыным о нападениях на активистов

- После покушения на Олега Михайлика в Одессе, насколько я понимаю, полиции понадобилось полтора часа, чтобы добраться до места преступления.

- Да. Они оцепили место происшествия через полтора часа. По Гандзюк, кстати, абсолютно аналогичная ситуация была. Они начали шевелиться, сделали поквартирный обход, сняли видео с камер только на следующий день после нападения, когда подожгли прокуратуру, когда в городе уже начался движ, когда взорвались соцсети.

В первый же день они демонстративно ничего не делали. Даже показания свидетелей не собрали. Ну, типа, облили кислотой - ну, окей. Приехала "патрулька", следственно-оперативная группа - и уехала себе через полтора часа.

- Нередко нападения происходят синхронно в нескольких местах. Так было в день, когда напали на Екатерину Гандзюк...

- Да, в тот же день "Сармата" застрелили (ветеран АТО, общественный активист Виталий Олешко - UAportal). И еще в Кировоградской области было нападение. И в минувшую субботу произошло три нападения на самом деле: в Запорожье, в Кривом Роге и в Одессе. Председатели городских организаций "Демальянса", "Силы людей" и еще один активист.

- Такие нападения "оптом" могут быть просто совпадением?

- Не знаю. Пока не готов сказать. Вполне возможно, что это не совпадение. Это может быть какой-то сценарий.

- В любом случае за последний год нападения участились. И совершаются с какой-то, создается впечатление, умышленной демонстративностью. Почему она появилась именно сейчас?

- Возможно, это какой-то план по дестабилизации, я не знаю. Да, раньше такого не было. Но давай вспомним того же Стерненко. На чувака трижды нападали. Трижды! И он три раза просил государственную охрану, но ему ее не давали.

И Катя... Мы с Гандзюк дружим. И я знаю, что она за месяц до того, как ее облили кислотой, начала говорить своим друзьям, что переживает за свою безопасность.

- Только друзьям или она и соответствующие обращения в правоохранительные органы делала? Хотя, наверное, это вопрос риторический, учитывая то, насколько непростые отношения с местными силовиками у нее были...

- Наверное, не обращалась. Но в неформальных беседах она говорила: меня могут лупануть. Потому что проукраинских там на самом деле не очень много. И часть тех, кто остался, уже давно или под Медведчуком, или под "мусорами".

- Кстати, что с Катей сейчас? Как она?

- 11 операций перенесла. Пересаживают кожу до сих пор. Стабильно плохо. Психологически - в том числе. Ей еще месяца три, как минимум, лежать. А дальше - долгая реабилитация.

Читайте также: Сожрут Украину, не жуя: Муждабаев об Одессе и бомбе от NewsOne и 112

- Это все делается, чтобы запугать тех, кто остался?

- Ну да. Потому что реально страшно. Особенно, в Одессе, других южных или восточных регионах. В Киеве, возможно, не так, а там действительно страшно.

- Знаю, в четверг всех, кому не безразлично то, что активную часть украинского общества тупо убивают сейчас, приглашают на акцию "Ночь на Банковой". Что там планируется? Что будете делать?

- Готовим заявление сейчас. Главное требование - чтобы на происходящее, отреагировал президент. Мы уже не обращаемся к Авакову, потому что это не имеет никакого смысла. В случае с Аваковым вообще единственный вариант - это его отставка. Хотя, разумеется, этого не будет. На это никто просто не пойдет. Но тем не менее.

Почему к президенту? Потому что у нас около 50 нападений, несколько убийств, а президент до сих пор упорно молчит. Есть уже реакция ООН, реакция послов США, Канады, Великобритании, Японии, а наш президент до сих пор молчит. И не видит в этом проблемы.

А на самом деле это проблема. Это, пожалуй, одна из угроз национальной безопасности. Так выносите этот вопрос на СНБО, пните СБУ, прокуратуру - пусть расследуют. Тот же Луценко приходил к Гандзюк, когда ее только перевезли в Киев, и там бил себя в грудь: мы все расследуем. Расследовали...

Сейчас задержаны только исполнители. Они признались. Но расследование дальше фактически не ведется. Заказчика никто искать не будет. Потому что, по моей информации, исполнители берут все на себя. Типа, сделали это по личным мотивам. Хотя это нонсенс. Никакого личного мотива там не было. Катя знакома с этим Торбиным (Сергей Торбин, по версии следствия - организатор покушения на Екатерину Гандзюк - UAportal). И у них не было никаких конфликтов.

Читайте также:Под Киевом жестоко избили активиста: жуткие фото последствий

- Что он из себя представляет вообще?

- Он - бывший сотрудник уголовного розыска, если не ошибаюсь, 15 лет опыта. Потом пошел в АТО. Очень геройски там себя проявил. Участвовал в обороне ДАП. Причем все, с кем мы только не говорили о нем, как среди военных, так и среди "правосеков" - все его характеризуют с очень положительной стороны. То есть он действительно воевал. И воевал очень серьезно.

После того, как дембельнулся, год или полтора занимался какой-то общественной работой. Мы знаем, что за несколько месяцев до нападения на Катю у него были проблемы с деньгами... Там просто заплатили. Причем заплатили много. Не буду называть сумму, хотя я ее знаю.

- Сейчас вы ждете реакции от президента. А Аваков вообще реагировал как-то на ситуацию с нападениями на активистов? Спрашиваю, потому что мне на глаза не попадались хоть какие-то его заявления по этому поводу...

- Он не говорил. Там Князев и Аброськин отдуваются. А Аваков постит в Инстаграм фоточки из Швейцарии.

- Ты говоришь, сложившуюся ситуацию следует рассматривать на заседании СНБО. Почему?

- Потому что такое количество нападений на активных проукраинских людей в проблемных регионах - это угроза национальной безопасности. Мы фактически теряем Одессу, если так разобраться. Теряем в угоду каким-то политическим предвыборным договоренностям, гарантиям каких-то явок или голосов. И за это на откуп пророссийскому криминалитету фактически отдаются целые регионы.

И знаешь - я уверен, что эти нападения будут продолжаться. Маховик будет раскручиваться дальше.

Читайте также: "Плюнула бы Путину в морду!" Откровенное интервью с Настей Приходько

- Есть ли риск, что подобные заигрывания с криминалитетом приведут к возрождению идей очередных "народных республик"?

- Возможно. Посмотрим, что будет во время выборов. Думаю, сценарии могут быть разные.

- Возвращаясь к запланированной на Банковой акции. Я не совсем понимаю все-таки: даже если президент выйдет и что-то скажет - что это даст? Это же не будет гарантией прекращения нападений.

- Будет публичная реакция. Пока ее нет. И это очень удивляет. Они предпочитают почему-то не замечать эту проблему, замалчивать ее. А мы стараемся донести до них, что проблема существует и она несет угрозу...

- А что дальше? Независимо от того, отреагирует Порошенко или нет, как-то ведь надо защищаться. Есть какие-то планы?

- Откровенно говоря, не знаю. У каждого, наверное, свой план.

- То, что происходит, актуализирует вопрос легализации оружия?

- Этот вопрос и без того постоянно висит в воздухе. Думаю, и среди активных граждан в целом, и среди тех, кто придет на Банковую, количество сторонников легализации короткоствола составляет процентов 90.

Но на самом деле глобально это проблему не решит. Глобально проблему решит реформа правоохранительных органов. И на это должна быть политическая воля. Все ведь прекрасно понимают, кто это делает и кто заказывает. Давай смотреть правде в глаза. Я понимаю, кто заказал Гандзюк. Я понимаю, кто заказывал Стерненко. И это прекрасно знают и в СБУ, и Аваков, я уверен. И Луценко знает.

Просто в угоду, повторюсь, каким-то политическим штукам, реальных заказчиков не будут трогать. Потому что это - чиновники топ-уровня. Люди с деньгами, со связями и так далее.

Читайте также: Заказчик убийства ветерана АТО "Сармата" в Бердянске задержан: данные о подозреваемом

- География нападений какая? Это в основном юг и восток?

- Не только. Там есть и Луцк, и Сумы, и Кировоград... Просто где-то жертвы нападений больше известны, а где-то - меньше. Действительно, больше всего нашумели Одесса, Херсон. Но нападения происходят повсюду. Пусть даже часть из них - это какие-то местные зарубы, а не какой-то план.

Но, опять же, у всех нападений есть одна общая черта - их не расследуют правоохранительные органы. В большинстве случаев - показательно. Потому что в Херсоне до Гандзюк было три нападения. Ноль заказчиков!

Никто ничего не расследовал, никого не вызывали на допросы вообще. Только после того, как шум поднялся, и Матковского, и Никитенко, и Тютюнника вызвали в полицию и взяли у них показания. А до того было: на вас напали? Ну, окей.

- Видела, в украинском сегменте Фейсбуке большое возмущение вызвало заявление начальника полиции Одесской области Дмитрия Головина, который журналистам заявил, что большинство нападений раскрыто и они не связаны между собой, что полиция на месте покушения на Михайлика приехала не через 1,5 часа, а через 7 минут, а все, кто критикует правоохранительную систему - это псевдоактивисты. Как ты расцениваешь подобные заявления?

- Начальник Одесской полиции - это человек Труханова. Он ничего другого и сказать не мог. Так же, как и прокурор области, Жученко. Он тупо сидит на трухановских деньгах, есть расследования журналистов - вплоть до того, что он в ресторанах Труханова обедает постоянно. Это полностью его человек.

Вообще, в регионах эта связка "прокуратура-судьи-полиция", а часто - и СБУ - это чуваки, которые в одних саунах парятся и вместе пьют по сто грамм. Полная круговая порука.

Так что никто ничего расследовать не будет. У нас была надежда на то, что пришлют следователей из Киева, из ГПУ или СБУ, и они будут что-то делать. Но ты же видишь, по Гандзюк до сих пор полиция дело в СБУ не передала. И не передаст. Они не хотят этого делать.

- Я так понимаю, они просто "разорвали" его, это дело?

- Завели параллельное. Не знаю, что они там расследуют. Что-то расследуют... А менты не отдали. И не отдадут. Потому что менты там, очень вероятно, в ходе расследования частично выйдут на себя. Или на своих друзей в Херсоне.

Читайте также: "На убой!" Бойца АТО Тимура Тумгоева выдали России. Реакция его командира

- Планируете добиваться, чтобы сняли руководство правоохранительных органов в проблемных регионах, прежде всего, в Одессе и Херсоне?

- Это же глобально ничего не даст! Ну будем мы добиваться. И что? Поменяют на таких же.

Это более комплексная проблема. Проблема отсутствия реформ вообще. Проблема имитации реформ в полиции. Ясно, что мы будем что-то делать, как-то движевать. Но, честно говоря, чего мы уже только не делали... Остается разве райотделы жечь. Но, опять же - это не выход!..

Акция "Ночь на Банковой", куда приглашаются все, кто не хочет молча наблюдать за методическим уничтожением общественных активистов в Украине, будет проходить 27 сентября с 18.00 до 03.00 у Администрации Президента (ул. Банковая, 11).