rus
Українська
Топ-темы:

Путин сделал россиян богаче или беднее? Мнение Леонида Радзиховского

Татьяна Гайжевская

Путин сделал россиян богаче или беднее? Мнение Леонида Радзиховского
Путин сделал россиян богаче или беднее? Мнение Леонида Радзиховского

В последние дни в информационном пространстве России прозвучал ряд заявлений и месседжей, посвященных теме бедности – бедности страны и бедности населения. Можно ли назвать Россию богатой страной? Если да, почему не богаты ее граждане?

Какова роль лично президента РФ Путина в том, что происходит с экономикой этого государства? И, наконец, что оказывает на эту экономику большее влияние – санкции Запада или мировая цена на нефть? На эти вопросы в интервью UAportal ответил российский журналист Леонид Радзиховский.

- По вашим оценкам, сделал ли Путин россиян богаче или беднее?

- Во-первых, тут нужно различать роль Путина и объективную ситуацию. Если вы сравните уровень жизни, который был до Путина, в 1999 году, с тем, который есть сейчас, то это, конечно, день и ночь. За эти 19 лет люди резко разбогатели, и отнюдь не только в Москве, как это принято говорить. Это качественно другой уровень жизни.

Другое дело, что этот период, эти 19 лет, тоже состоит из разных периодов. Уровень жизни просто бешено рос в 2000-2008 годах. Такого роста в истории России, думаю, никогда не было. Может быть, что-то похожее было во времена нэпа, после гражданской войны, когда тоже сказочно вырос уровень жизни.

Потом был довольно тяжелый кризис. Из него вылезли без особых потерь с точки зрения уровня потребления. Но, конечно, рост остановился.

В 2010-2014 годах сначала чуть-чуть росло, потом практически остановилось. Мне кажется, что с 2013-2014 года были какие-то небольшие колебания – чуть выше, чуть ниже. Но, поскольку люди уже привыкли к определенному уровню жизни, то появилось ощущение, что мы живем все беднее и беднее.

Читайте также: Куда Украине уходить из Минска? Радзиховский среди вариантов назвал космос

Хотя, я думаю, что если и есть это относительное обеднение, то оно очень незначительное. Но психологически оно воспринимается довольно болезненно.

Что касается роли лично Путина во всем этом деле… Рост экономики в начале 2000-х был связан с тем, что, наконец, начали приносить плоды те самые рыночные реформы 1990-х годов. Это обычный эффект, ничего тут аномального нет. Это называется "восстановительный рост экономики".

Нечто похожее было во многих странах СНГ и, например, в Украине.

То есть восстановительный эффект – это вещь объективная. Плюс в этот период был мировой рост цен на сырье. Это тоже обогатило Россию. Но для того чтобы это сработало, нужна все-таки некоторая разумная экономическая политика. Эта разумная экономическая политика Путиным проводилась. Она проводилась командой, которую он подобрал, прежде всего, Кудриным. Их называют либералами, но это не совсем правильно. Они не столько либералы, сколько консерваторы. У них консервативная экономическая политика, которая сводится к тому, что надо иметь загашник, надо иметь большой запас, стабилизационный фонд. Это спасло российскую экономику во время обвала 2008 года и спасло второй раз, когда начались санкции и так далее.

- Но недавно введен новый пакет санкций, а в конце ноября, по всей видимости, последует их "вторая серия". Вы считаете, и эти санкции не окажут принципиального влияния на российскую экономику?

- Естественно, они оказывают влияние. Естественно, они тормозят. Это совершенно очевидно. Но я думаю, что проблемы российской экономики, прежде всего, все-таки не в санкциях, а в общей структуре экономики.

Кудрин, Набиуллина, Силуанов – очень хорошие финансисты. Это Путин отлично понимает. Надо сводить расходы с доходами, надо иметь загашник, нельзя жить не по средствам. Поэтому он дает политическую поддержку этим консервативным экономистам. Государственный пиар их использует как мальчиков для битья, играют в игру "царь хороший, а злые бухгалтера не дают ему развернуться".

Читайте также: Люди устали от Путина: Радзиховский напомнил, как гибли власти в РФ

Но в другом экономическая политика Путина тупиковая. Это создание государственного капитализма, да еще в очень коррумпированном варианте, как его называют, "капитализм друзей". Это очень легко делать в сырьевой экономике – она к этому просто подтягивает.

За время путинского правления почти вся нефтяная промышленность стала государственной. Но она государственная по названию, а как там распределяются деньги, толком понять невозможно. Металлургические заводы – частные, но это тоже частное государственное партнерство, где очень трудно провести грань, где кончается государство и где начинается частный владелец. Строительство для тех же газонефтяных концернов – на нем сидят ближайшие друзья Путина, Тимченко, Ротенберг, Шамалов и так далее. И гигантский, невероятно раздутый ВПК. Это тоже советское наследство, и Путин его приумножил.

Поэтому экономическую деятельность Путина я бы разделил на 2 крыла. Макроэкономика очень разумна, и благодаря ей Россия держится. Организация производства неразумна. Она допускает гигантскую коррупцию, слияние государства с частными владельцами.

А что касается санкций, то не думаю, что новые санкции, которые примут американцы, будут иметь катастрофическое значение. Недавно видный американский чиновник (помощник министра финансов США Маршалл Биллингсли, - UAportal) сказал очевидную банальную правду: мы не можем применять к России те санкции, которые мы применяем к Ирану и к Северной Корее. Почему? Потому что российская экономика слишком большая и слишком глубоко интегрирована в мировую экономику. Поэтому, если мы будем пытаться всерьез разрушить российскую экономику, то мы будем разрушать свою собственную экономику.

Читайте также: "Это официальная идеология России": Радзиховский пояснил феномен знакового жлоба в РФ

Вполне понятно, что ни американцы, ни уж тем более европейцы – основные партнеры России, никогда в жизни не пойдут на убыток для самих себя.

- То есть санкции для России не смертельны.

- Они и не задуманы как катастрофические. Они и не задуманы как санкции, которые могут разрушить российскую экономику.

Совершенно другой вопрос – это вопрос стратегический, вопрос о перспективах. С точки зрения перспектив развития страны у России перспектив нет, просто нет. Потому что ни одна страна в мире не может стать высокотехнологичной без теснейшей кооперации с передовыми технологическими странами.

Безусловно, можно – и Россия это делала и делает – развить сверхсовременные вооружения на очень узком участке, термоядерное оружие, авиация и так далее. Это всё у России, по-видимому, на высшем уровне, во всяком случае, вполне конкурентоспособном. Но развитие экономики в целом, переход к новому технологическому укладу, о котором много говорят, биотехнологии, медицинские технологии, бытовая электроника, компьютеры и так далее – здесь, конечно, ситуация в России тупиковая.

Поэтому стратегически это путь к прогрессирующему отставанию.

Что касается бедности населения. В России, как и в других странах СНГ, как в той же Украине, тем более как в Средней Азии, дикое неравенство. Это общая родовая черта всех постсоветских стран. Страшное неравенство в доходах, страшное неравенство в потреблении. Оно, может быть, немного меньше, чем было в 1990-е годы, но, тем не менее, оно огромное.

Читайте также: У Путина пошла неудачная полоса – Радзиховский об истории с Ил-20

Эта макроэкономическая политика, которая спасает государства, абсолютно безжалостна. Она спасает государство, но она совершенно не щадит и не жалеет низкообеспеченные классы. Она их перемалывает. Это то, что называется – в интересах государства топтать жителей этого государства.

Социальная политика в России очень слабая, как и во всех странах СНГ. Это не политика – это подачки, которые бросаются время от времени населению. Но поскольку население у нас не балованное, патриархальное, сознание у людей, что "мы ничего не можем", "всё равно все зависит от царской милости", это и не приводит к политическим конфликтам.

- Интересный диалог произошел между депутатом Госдумы Николаем Валуевым и пенсионеркой из Кемеровской области Алевтиной Макаровой. Она сказала, что в такой богатой стране как Россия "неприятно и даже стыдно" быть бедной, на что Валуев ответил: "Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешевым". Что бы лично вы ответили этой женщине?

- Я бы ей ответил, что, во-первых, Россия – страна не богатая. Это популярная ложь, в которую верят все граждане России, начиная, по-видимому, с Путина.

Россия была богатой страной по меркам XIX века. Богатство страны в XXI веке – это не нефть и вообще не то, что лежит в земле. Богатство страны – это то, что создают люди. Мы очень мало что создаем. Мы очень плохо, неумело и беспомощно работаем, поэтому богатства у нас никакого нет.

Богатая страна – это Швейцария, где нет никаких полезных ископаемых, но есть работящие люди и развитая высокотехнологичная экономика.

Это первое. Второе – проблема не в том, что Россия небогата. Даже те доходы, которые есть у России, могли бы распределяться совершенно иначе. Россия – страна несправедливая. Россия – страна, где есть диктатура чиновников и приближенных к ним богачей. Это монархическое, сословное, феодальное общество. В таком обществе есть непреодолимый барьер между богачами и бедняками. В этом и состоит смысл слова "сословие".

Это правовой барьер, когда у всех граждан разные права, и это имущественный барьер, когда преодолеть свою бедность огромное число людей не может.

Читайте также: "Злобный фарс": Радзиховский о Жириновском, протестах и единственном козыре Путина

Вот такая страна Россия. Не нравится – попробуйте уехать. Утешением для вас может служить то, что все страны бывшего Советского Союза именно такие. Кроме, может быть, какой-нибудь Эстонии или Латвии.

Россию можно охарактеризовать одним словом: мы отсталая страна. Наша социальная структура, наша социальная психология, не говоря уже о наших технологиях – это отстало по меркам современного западного общества.

Стыдно жить в такой стране? По-видимому, да, стыдно. Но изменить эту страну никто не знает, как.

- Вы упомянули о периодах падений и роста экономики. Значит ли это, что скоро в России начнется экономический рост?

- Нет. Рост и падение – это действительно абсолютно нормальные явления. Экономика циклична, это общеизвестная вещь. Но, в отличие от мировой экономики, и рост и падение в России разошлись. В 2000-2008 годах был общий подъем всей мировой экономики – отсюда рост цен на сырье. И российская экономика очень хорошо росла – быстрее, чем мировая экономика. Что абсолютно нормально, потому что развивающиеся страны потому и называются развивающимися, что они растут быстрее, чем развитые страны. А потом начинают тормозить.

Но после кризиса 2008-2009 года в мировой экономике опять начался период роста, а Россия тормозит. Россия попала в ненормальное положение. Это не кризис, но это период стагнации, который в России продолжается фактически с 2010 года. И он находится в противофазе по сравнению с мировой экономикой.

Нет никаких оснований ожидать, что сейчас в России начнется рост. Об этом вообще никто не говорит. Путин в своей речи сказал какую-то ерунду, наобещал, что российская экономика должна расти быстрее мировой. Кому она должна? Путину она должна, а больше она никому ничего не должна.

ВВП перешел в рост, это правда. Но эти темпы роста ниже, чем у стран Западной Европы. А ведь эти страны почти не растут. Так Россия умудряется по темпам роста отставать и от них. А сравнивать с Китаем, Индией, Индонезией просто смешно. Там рост по 7-8% в год, а у нас – 1-1,5%.

Безусловно, Россия не уникальна в этом. Всегда есть страны, которые находятся в таком же положении, как вы, и всегда есть страны, которые находятся в худшем положении, чем вы. Но Россия находится в отстающей группе – даже не только в мире, но и в СНГ. Даже в Украине при всех прелестях вашей экономики ВВП растет, по крайней мере, в 2017-2018 году, довольно быстро. Очень быстро, быстрее всех в СНГ, растет Узбекистан.

Российская экономика по-прежнему привязана к нефти. Она начала поправляться, потому что растет цена на нефть. Растет цена на нефть – растет российский ВВП, падает цена на нефть – падает российский ВВП. Здесь абсолютно четкая, очевидная, прямая связь.

Кстати сказать, цена на нефть растет благодаря усилиям американцев и вопреки отчаянному сопротивлению России. Аномальная цена на нефть, 80 долларов за баррель, – это результат целенаправленной политики Трампа. Он наложил жесткие санкции на Иран. Россия отчаянно сопротивляется этим санкциям. Результат санкций – огромное обогащение России за счет роста цены на нефть.

Это лишний раз доказывает, что политика и экономика совершенно не совпадают. Политика первична. Борьба с американцами и защита Ирана для России важнее, чем рост собственной экономики. Но это не в первый раз. Россия всегда выступает категорически против санкций в отношении Ирана и всегда эти санкции обогащают Россию.

Россия была категорической противницей войны США в Ираке, но именно война в Ираке дала мощнейший толчок для развития российской экономики в 2004-2008 годах.