rus
Українська
Топ-темы:

Это задача Кремля: Илья Пономарев о церковных и военных угрозах для Украины

Татьяна Гайжевская

Это задача Кремля: Илья Пономарев о церковных и военных угрозах для Украины

Верховная Рада Украины приняла закон, обязывающий УПЦ МП указывать в названии ее принадлежность к Русской православной церкви. За этим решением последовала целая череда заявлений, в том числе патриарха Кирилла. "После решения украинского парламента с требованиями об изменении названия УПЦ вслед за этими изменениями должны последовать репрессии, конечно. И совершенно очевидно, что есть некий ультиматум: если церковь не меняет свое название, то она будет снята с регистрации, но если церковь меняет свое название, то начинается сильнейшее давление, в первую очередь на народ, на общественность", - убежден глава РПЦ. Может ли на почве переименования УПЦ МП разразиться религиозная война в Украине?

26 декабря на территории 10 областей Украины было прекращено действие военного положения. Тем не менее, военные угрозы по-прежнему присутствуют. Какова вероятность эскалации военных действий в ближайшие праздничные дни и в более долгосрочной перспективе?

На эти вопросы в блиц-интервью UAportal ответил российский оппозиционный политик Илья Пономарев.

- Считаете ли вы, что в Украине при каких-то особых обстоятельствах возможна религиозная война?

- Я очень надеюсь, что этого не будет. А относительно силовых действий, думаю, что какие-то товарищи могут иметь достаточно горячие головы, чтобы в эту сторону двигаться. И, конечно, этого бы не хотелось.

Видимо, у центральной власти есть понимание, что этого нельзя допустить, но страна большая, что там будет на местах, не понятно. Зато понятно, что Москве, в общем, очень выгодно, чтобы произошли какие-то столкновения, стычки и все прочее. И они будут пытаться это спровоцировать. Им надо было бы, чтобы произошли какие-то боевые действия вокруг пары церквей. Тогда можно сделать картинку и поднимать народ вокруг этой картинки.

А в остальном это задача политической власти, задача Кремля.

Читайте: УПЦ МП не хочет быть "МП" и будет судиться с Украиной. Комментарий юриста

Что касается того, что говорит Кирилл о том, что будет происходить, то здесь он, в общем, прав.

Сейчас законом требуется переименование. Понятное дело, что МП-шники это проигнорируют. Понятно, что после этого Минюст должен будет лишить их регистрации. Понятно, что во всех общинах будет ставиться вопрос на голосование по поводу принадлежности церквей. Понятно, что за Московский патриархат будет голосовать меньшинство, а это означает смену юрисдикции.

Читайте: После Собора. Митрополит Александр (Драбинко) о судьбе Онуфрия и УПЦ МП

Я считаю, что большая часть батюшек МП – абсолютные конформисты, и они сами перейдут в поместную церковь. Но, думаю, найдется процентов 10-20 таких, которые будут разжигать свою паству на борьбу.

Поэтому это уже большой вопрос мудрости…

- …паствы.

- Нет, все-таки больше украинских политических властей, чтобы это гасить.

- Какой процент вероятности вы даете на то, что будет иметь место силовой сценарий?

- Вероятность того, что, как минимум, несколько таких попыток будет, я считаю, 100%. Еще раз подчеркну: вопрос в том, насколько четко сработают политические власти – как правоохранители, так и чисто политическое руководство. Насколько оно будет в этом смысле твердо.

Например, я бы на их месте не играл во всякие игры с изменением статуса Почаевской лавры и так далее. Мне кажется, сейчас было бы лучше лодку не раскачивать.

Читайте: Военного положения нет, угроза есть - генерал Романенко

- Вчера истек срок действия военного положения в 10 областях Украины. Но военная опасность до сих пор присутствует – по крайней мере, по сообщениям нашего военно-политического руководства. По вашему мнению, возможны ли какие-то экстраординарные действия на востоке Украины или где-то еще по периметру российско-украинской границы, на праздники, в ближайшие недели или месяц?

- Я считаю, что высокий риск был в последние дни существования военного положения. Конечно, должны быть люди, заинтересованные в его продлении.

Но всё хорошо. Не думаю, что новогодние праздники будут омрачены эскалацией. Я не вижу для этого особых поводов. Теперь надо опасаться каких-то действий непосредственно перед президентскими выборами. Тогда это будет иметь какой-то смысл. В марте месяце.