rus
Українська
Топ-темы:

По Керченскому проливу очень интересный вопрос завис в воздухе – Олег Жданов

Татьяна Гайжевская

По Керченскому проливу очень интересный вопрос завис в воздухе – Олег Жданов
По Керченскому проливу очень интересный вопрос завис в воздухе – Олег Жданов

Украина намерена провести в Азовском море "широкомасштабные учения", - сообщил секретарь СНБО Украины Александр Турчинов. Он также заявил о том, что в настоящее время на Азове происходит наращивание сил и усиление береговой охраны.

Тем не менее, по сей день продолжает действовать договор с РФ о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива. Как этот факт скажется на проведении учений в этом бассейне, в частности, с участием зарубежных партнеров Украины? На какие зеркальные шаги может пойти Москва? Могут ли учения спровоцировать "азовский кризис"? И, наконец, какие именно украинские корабли будут задействованы в учениях?

На эти вопросы в блиц-интервью UAportal ответил военный эксперт Олег Жданов.

- Как на учения, которые будет проводить в Азовском море Украине, будет реагировать Российская Федерация?

- Российская Федерация, естественно, будет реагировать адекватно. Они проведут свои учения – это будет прекрасным поводом провести там учения Черноморского флота РФ.

- В те же даты, в которые учения будет проводить Украина?

- Нет, конечно. Пока мы сделали политическое заявление, к сожалению, ничем не подкрепленное, кроме как двумя суднами, о том, что мы в Бердянске строим военно-морскую базу. Минобороны России попросило правительство передать им в аренду залив в районе Таганрога. То есть они тоже занимаются вопросами милитаризации.

Вообще, это какие-то загадочные танцы. Дело в том, что нет моря. Сначала надо вернуть море.

Что мы имеем на сегодняшний день? Азовское море – внутреннее море в совместном использовании, поэтому говорить о каких-либо нарушениях со стороны России просто не имеет смысла и юридического основания.

Читайте также: Бой в Керченском проливе? Как капитан Дмитрий Коваленко устроил хайп

Если Договор о квоте вылова рыбы позволяет российским кораблям подходить вплотную к нашему берегу, то о чем мы говорим? Не существует понятия морской границы, не существует понятия нейтральных вод.

Первый шаг, который необходимо сделать до того, как поднимать вопрос Азова – вернуть море. А для этого надо денонсировать два договора: не только о совместном использовании моря и пролива, но и о квоте вылова рыбы. Причем, этот второй договор более широкий, чем первый. Он нивелирует понятие морской границы.

- Вопрос расторжения договора о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива подвис. Еще летом в Раду был внесен проект закона. И снова тишина. Что происходит?

- Я вам скажу, что вообще внешняя политика действующего президента, по-моему, больше ориентирована на Москву, чем на Брюссель. С одной стороны, мы переругались со всеми нашими европейскими соседями, которые теперь нам вставляют палки в колеса и нивелируют наше продвижение в сторону ЕС и НАТО. А с другой стороны, мы не можем выдвинуть России никаких конкретных претензий, кроме популистских политических заявлений.

И всё зависло, всё ушло в небытие и покрылось мраком.

- Возвращаясь к учениям в Азовском море. Как они будут выглядеть в ситуации действующих договоров с Россией по Азову?

- Вообще, учения там будут выглядеть никак. Выйдут в море два морских катера, и то, если погода позволит, и будут отрабатывать какие-то боевые задачи. Если честно, это будет просто смешно. У нас не с чем проводить учения.

- То есть теоретически в учениях могут участвовать только два судна?

- Да, два наших судна, которые туда зашли, и два малых бронированных артиллерийских катера, которые туда перевезли. Ну, еще могут привлечь катера береговой охраны. Но в скоростном отношении они очень тихоходные. Кроме того, серьезного вооружения на них нет – только крупнокалиберные пулеметы.

Читайте также: Будут бомбить? Сеть взбудоражил самолет-разведчик США вблизи Керченского пролива

Кстати, до начала учений надо еще отремонтировать судно "Донбасс". Он ведь не дошел до Бердянска. Его притащил буксир от Керченского моста в Мариуполь.

- Вы считаете, эти учения будут сугубо украинскими? Может быть, привлекут кого-то еще – тех же натовцев?

- Дело в том, что натовцы или кто-либо еще из международных партнеров вряд ли присоединятся к этим учениям, потому что действует договор о совместном использовании Азовского моря.

- Снова все упирается в этот договор…

- Для того чтобы западные партнеры вошли в Азов и приняли участие в этих учениях, необходимо согласие России. На основании этого договора.

- Так договор расторгаться не будет?

- Да, его не собираются расторгать. Самое интересное, что про квоты вылова рыбы вообще речь не идет. Все молчат, как рыба об лед. Делают вид, что его не замечают. Но эти два договора взаимосвязаны. Договор о квоте еще больше расширяет договор о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Кстати, очень интересный вопрос завис в воздухе. Дело в том, что до 2014 года фарватер Керченского пролива находился на нашей стороне границы, и мы собирали пошлину за проход суден по Керченскому проливу.

Читайте также: Пролет Керченского моста рухнул в воду: видео последствий

Вопрос в том, кто сейчас собирает пошлину, и платим ли мы России за проход наших судов по Керченскому проливу, поскольку он де-факто принадлежит РФ и контролируется Россией? Было бы интересно получить разъяснения наших государственных учреждений.

Нам надо вернуть Азову статус открытого моря. Тем более что согласно международному праву, это море не может являться внутренним, потому что оно является единственной водной артерией, соединяющей Каспий с мировым океаном.

Расторжение договоров даст нам возможность вернуться к международному праву, ввести понятие нейтральных вод и морской границы. И тогда будет интересно посмотреть на действия России – как они в нейтральных водах, на каком основании, будут останавливать суда для досмотра. Тогда у судовладельцев будут основания, чтобы подать в суд за нарушение правил судоходства в нейтральных водах Азовского моря. Сегодня такого понятия нет.