rus
Українська
Mixed

Радзиховский о скандале вокруг Егора Летова и Мединского: когда кошка лижет у себя под хвостом

Леонид Радзиховский

Радзиховский о скандале вокруг Егора Летова и Мединского: когда кошка лижет у себя под хвостом

Министр культуры РФ Мединский выдал очередную глупость. Кратко предыстория вопроса. В России проходит конкурс по переименованию 47 аэропортов. По аеропорту Омска лидировало имя Егора Летова – покойного фронтмена группы "Гражданская оборона", но жюри не включило его в шорт-лист конкурса.

В этом контексте Мединский высказался по поводу поклонников Летова, назвав их "маргинальной аудиторией". Ранее министр отметился другим ляпом: он был не в курсе, что Летов умер и заявил, что называть аэропорты именем живого человека – плохая примета.

Своим мнением об истории с ляпами министра, о переименовании аэропортов, а также о том, как и почему власть в России развлекает граждан, с UAportal поделился российский журналист Леонид Радзиховский.

Честно говоря, я слабо разбираюсь в этой истории. По-моему, это какая-то глупость. Зачем переименовывать аэропорты? Надо смотреть, чтобы они работали хорошо, чтобы самолеты не опаздывали, чтобы не было аварий и так далее.

А в принципе деятельность Мединского и всего его министерства бессмысленная. Бессмысленная изначально. Есть такое выражение: когда кошке нечего делать, она лижет у себя под хвостом. Это и есть основное дело, основное занятие государственного пиара.

В 1990-е годы в России была политическая конкуренция. Не спущенная сверху, а реальная, потому что многие должности, например, губернатора, получались в результате конкурентных выборов. Можно спорить о качестве губернаторов – какие есть, такие есть. Но это была реальная конкуренция, которая имела хотя бы одну полезную сторону: она развлекала, занимала большое количество людей. А развлечение людей – это очень важная и одна из самых главных функций любой политики.

Читайте также: Псевдовыборы в "Л/ДНР": Радзиховский рассказал, кого истребляет Кремль

Людей надо развлекать. Ничего постыдного в этой фразе нет. Наоборот – стыдно, когда людям скучно.

Сейчас этого в России нет. Под видом политической конкуренции – скучнейшие бессмысленные голосования. В последнее время в некоторых регионах какая-то конкуренция есть, но она очень слабенькая, зародышевая. Посмотрим, что будет дальше.

А во всем остальном имеет место имитация политического процесса под видом выборов.

Но людей ведь все равно надо чем-то развлекать. Базовый нейрон – нейрон новизны, нейрон интриги, нейрон борьбы, нейрон конкуренции. Все эти базовые потребности у людей остались, они же никуда не испарились. Но раз реальной новизны, интриги, борьбы, конкуренции нет, это переносится во внешнее пространство бесконечной жвачкой про нашу борьбу с Америкой, борьбу с Украиной или борьбу с абстрактным Западом. Ток-шоу, где ваши украинские эксперты за деньги, которые им платит ОРТ, изображают из себя дураков. Это нанятые шуты, которые приезжают, чтобы на них плевали, чтобы их били. Ну, хоть какое-то развлечение для зрителя.

Но одного этого развлечения – избивания украинских экспертов в студии, причем, теперь уже избивания физического – маловато. Поэтому выдумывают какие-то пионерские зорьки. Смена названий аэропортов, еще какую-то ерунду.

Читайте также: У американцев есть с Путиным нерешенный вопрос: мнение Радзиховского о дальнейших санкциях

Невозможно все время говорить только про Украину, и тогда начинают говорить на несколько заранее заготовленных тем. Хоронить ли Ленина – важнейшая проблема для России в 2018 году. Вводить ли смертную казнь – заранее известно, что ее не введут никогда. Можно ли свободно продавать оружие – все и так знают, что это невозможно. И так далее.

Если младенцу дать нечего, еды нет, грудь пуста, то остается греметь погремушками – авось отвлечется.

Вот такие погремушки – это Министерство культуры. То они создали какой-то военно-исторический музей, военно-историческое общество, то они платят бешеные деньги за то, что снимают идиотские пропагандистские фильмы, которые никто не смотрит. И так далее.

Это системная проблема. Люди так устроены, что у них есть потребность в новизне и в интригах. А российское государство так устроено, что в нем нет ни интриги, ни новизны.

Как быть? Отвечаю. Первое – выносом этой интриги и новизны вовне. Борьба с внешними врагами, причем, борьба на 100% виртуальная, исключительно в "Останкино". Второе – выдумывание совершенно идиотских пионерских зорек.

Читайте также: Какая "горячая точка" обходится Кремлю и россиянам дороже всего: мнение Радзиховского

Большое развлечение всерьез – это функция МИДа, ну и самого Путина, разумеется – главного ньюсмейкера и шоумена российской политики. А развлечение второго сорта – это функция Минкульта. И то, и другое в сумме должно как-то заткнуть зияющую дыру, которая называется "реальные политические шоу".

Конечно, выборы в любой стране – шоу. Но это реалити-шоу, когда люди и борются всерьез, и результат неизвестен, и от итогов этого шоу многое зависит. Оно заполняет пустоту в головах людей, оно заставляет работать нейрон новизны.

А есть ток-шоу, когда результат известен заранее, от этого результата ничего не меняется, и весь процесс – это даже не шоу, а имитация шоу, гибридное шоу.

Это то, что происходит отнюдь не только в России, но происходит во всех странах, где нет реальной политической конкуренции, а вместо нее выдумывают всякие глупости.