rus
Українська
Mixed

Прольется ли кровь из-за Томоса? Интервью с протоиереем Александром Дедюхиным

Татьяна Гайжевская

Прольется ли кровь из-за Томоса? Интервью с протоиереем Александром Дедюхиным

Вопрос о предоставлении Томоса православной церкви в Украине, несомненно, решится позитивно, но торопить этот процесс не следует. Всё должно быть безукоризненно с канонической точки зрения. РПЦ, ее глава, а также президент РФ уже сделали всё, что могли, чтобы не допустить появления автокефальной церкви в Украине, и сегодня они способны лишь на провокации.

Передача Киево-Печерской и Почаевской лавр новой церкви будет беспроблемной с юридической точки зрения. Фактическая передача также обойдется без кровопролития. Такое мнение в блиц-интервью UAportal высказал настоятель Свято-Николаевской церкви УПЦ КП (г.Полтава), протоиерей Александр Дедюхин.

- По вашим ощущениям, каковы сроки предоставления Украине Томоса? Может ли это событие произойти до конца текущего года или в следующем году?

- Мы ждали Томос примерно тысячу лет, поэтому плюс-минус месяц – это не имеет никакого значения. Он будет – это однозначно. Я думаю, это произойдет еще в этом году.

- Каково, по вашему мнению, главное препятствие на пути получения автокефалии церкви? В частности, какова в этом роль РПЦ?

- В принципе, препятствий уже нет. Есть определенная процедура. Должен состояться синод Константинопольского патриархата, должно быть принято решение. Затем должен собраться собор Украинской православной церкви.

Спешить не следует, чтобы не допустить ошибок. Томос должен быть абсолютно совершенным с канонической точки зрения. Эти вещи должны быть выдержаны.

Какова роль РПЦ? Она такая же, как и роль любого раскола. Мы понимаем, что с прошлой пятницы Русская православная церковь официально является раскольнической. Они больше не поминают Вселенского патриарха Варфоломея, они разорвали общение с мировым православием.

Разумеется, им не нравится идея автокефалии украинской церкви, тем более что РПЦ – единственная церковь из 14 автокефальных православных церквей, которая вообще не имеет Томоса об автокефалии. У них есть грамота про патриаршество.

- То есть РПЦ – незаконная церковь?

- Разница между Томосом и грамотой примерно такая же, как разница между аттестатом о среднем образовании и справкой о том, что человек где-то получал среднее образование. Они в чем-то подобны, но разницу мы понимаем. Это совсем другой вес, совсем другие вещи.

В каком плане она незаконна? В том, что она сама пошла в раскол.

А если мы говорим о той части РПЦ, которая находится в Украине – Украинскую православную церковь Московского патриархата, то буквально на днях они выступили с заявлением о том, что экзархи Вселенского патриархата не имеют права находиться в Украине, "убирайтесь вон" и так далее.

Дело в том, что УПЦ МП еще в 1992 году устроила раскол, и сейчас они себя показывают.

- Как вы думаете, какими могут быть шаги РПЦ, лично патриарха Кирилла, лично президента РФ Путина, чтобы не допустить предоставления Украине Томоса?

- Все шаги уже сделаны. Всё, что они могли сделать, они уже сделали. Они уже давали взятку Эрдогану, они давили на Вселенского патриарха Варфоломея. Следующий шаг, который они могут сделать – это, безусловно, устраивать провокации.

Кстати, буквально вчера мне в личку сбросили информацию о том, что чуть ли не определена "дата штурма" Киево-Печерской лавры. Понятно, что это провокации, но никто на них не будет идти. Если они там сами себя будут штурмовать – ну, пускай штурмуют. Это уже дело полиции и СБУ.

Читайте также: Томос для Украины запустил цепную реакцию - Арестович

Сейчас московская церковь, Кирилл Гундяев и Путин будут пытаться действовать таким образом, чтобы расколоть мировое православие. Например, чтобы какие-то церкви высказали недоверие Вселенскому патриарху. Но, думаю, здесь тоже ничего не выйдет, потому что все видят, что такое Русская православная церковь. Возможно, Московский патриархат поддержит только Антиохийская православная церковь – это церковь, которая находится на территории Сирии, а ее патриарх постоянно находится в Москве.

- Да, действительно, Киево-Печерская и Почаевская лавры. Рано или поздно встанет вопрос об их передаче автокефальной церкви. Как, по вашему мнению, это будет выглядеть?

- Лавры можно передать без проблем, потому что они не находятся в собственности Московского патриархата. Они находятся либо в пользовании, либо в аренде. При условии серьезного подхода разорвать договоры аренды можно без проблем. Насчет Почаевской лавры я менее уверен, но наверняка там можно найти 150 нарушений условий аренды. Как мы знаем, московская церковь перестраивала там определенные помещения.

Я не думаю, что при желании там нельзя найти оснований для расторжения договора аренды.

- Но есть де-юре, а есть де-факто. Вы себе можете представить ситуацию, когда, например, из Киево-Печерской лавры надо будет выселить священнослужителей УПЦ МП?

- Я этого не представляю, но я знаю многих священников Московского патриархата, которые сами хотят переходить в объединенную церковь. Они просто ждут предоставления Томоса. Все эти заявления, что "мы будем стоять до последней капли крови" и так далее – это в большой мере блеф. Я не думаю, что будет серьезное противостояние.

Читайте также: Возвращение Украине Киево-Печерской и Почаевской лавр: УПЦ МП разразилась угрозами

- Да, иногда они упоминают кровь, а вы уже сказали о возможных провокациях. И все-таки вы не допускаете опасности кровопролития в связи с предоставлением Украине Томоса и, в частности, в связи с передачей лавр новой церкви?

- Нет, абсолютно не допускаю. Это не та публика, которая будет проливать кровь и отстаивать какие-то интересы.

- Вы знаете, что митрополит Онуфрий попал в базу "Миротворца" вместе с некоторыми другими представителями священноначалия этой церкви. Как вы расцениваете этот факт? Последует ли демарш в ответ?

- Все демарши, которые могли быть сделаны, уже сделаны. Если бы Онуфрий был самостоятелен, он бы уже давно сбежал из Украины, потому что тут ему делать нечего. Но, я думаю, его начальство, которое находится в Москве, не разрешает этого делать.

Какие шаги? Опять-таки, все зависит от того, как будет работать наша СБУ. Но я уверен, что не будет ничего чрезвычайного. В худшем случае – чемодан, вокзал, Россия.

- И последний вопрос – о верующих УПЦ МП. Как быть с ними? Каким образом их убедить в том, что они должны перейти в новую церковь и оставить ту, в которую они ходили десятки лет?

- Надо делать то, что, например, я делаю последние 20 лет. Надо относиться ко всем с любовью и проповедовать Слово Божье. Чтобы далеко не ходить за примером – у нас в Полтаве есть Спасская церковь, которая стала своеобразным оплотом сепаратизма и мракобесия. На прошлой неделе к нам приходили люди оттуда, чтобы узнать, как живет наша церковь.

Читайте также: Рушится империя зла: Гай объяснил, почему важен Томос для Украины

Да, люди в чем-то убеждены, они поддерживают своих священников, но, по большому счету, никому не хочется находиться в расколе. Будет какой-то процент людей, которые не примут новую церковь, но это их свободный выбор. Но, думаю, это продлится недолго с исторической точки зрения. 5-10 лет – и все эти противоречия будут преодолены.