rus
Українська
Топ-темы:

Украина сама выталкивает своих людей оккупанту в зубы - Олена Степова

Лилия Рагуцкая

Украина сама выталкивает своих людей оккупанту в зубы - Олена Степова
Украина сама выталкивает своих людей оккупанту в зубы - Олена Степова

Как государство заботится о переселенцах - реальных и псевдо? Почему Украина финансирует тех, кто убивает ее граждан и обращается в международные суды с исками против нашего государства? Как можно было бы реально поддержать граждан, которые из-за войны потеряли все - и почему это не делается? Об этом и многом другом в продолжении интервью UAportal рассказала писательница, переселенка с Луганщины Олена Степова.

Предыдущую часть интервью читайте здесь: Загранпаспорта Украины есть у всех сепаратистов на Донбассе: под страну подложили бомбу

- Как переселенка, как вы можете оценить помощь государства людям, которые выехали с оккупированного Донбасса или из аннексированного Крыма?

- Это через телевидение людям в уши вливают о "помощи переселенцам". А кто ее получает? Эти "переселенцы" - пенсионеры, приезжающие из Зоны или из Крыма за пенсией в Украину. Больший же процент тех, кто осел на мирной части Украины, не получает помощи от государства. Многие сами отказались от тех 400 гривен, потому что это просто позор, а не помощь.

Смешно, но у нас депутаты, имеющие квартиры в Киеве, получают компенсацию за аренду жилья. Имеют депозиты, миллионные счета - и все равно пользуются помощью от государства на проживание, на лечение, на отпуск. Они - более равные среди равных?! Так мы же все равны по Конституции! Или нет?

А сколько беженцев получили отказ в помощи из-за наличия небольшого депозита или забытой, давно принятой в наследство четверти квартиры или развалившегося дома в селе? Или из-за того, что сами купили жилье?

Дом в селе в 35 км от райцентра мы купили уже после того, как уехали. Не пустой, потому что хорошие хозяева попались, оставили нам всю старую мебель, да еще и постель, посуду, дай им Бог здоровья. Это нам повезло! Кстати, в нашем районе все, кому я помогала найти жилье, попали на хороших хозяев, которые, слыша слово "беженцы", оставляли в доме и подвале все, что было. Найти такой ​​дом и людей, которые помогают, непросто. Но кто ищет, тот находит.

Мы искали с декабря 2014-го по апрель 2015 года. Объездили половину Черкасской области. Слышали много разного. Как люди спрашивали, почему мы от богатого Путина бежали. Как рассказывали, что продают дом, чтобы купить военное снаряжение и ехать на войну на Донбасс, чтобы воевать против "майданов" за Россию. Было и такое, что, слыша слово "беженцы", с нас требовали всю сумму сразу задатком, без нотариуса и оформления, и "пусть ремонт сделают, а мы их выгоним", и цену в три раза нам поднимали, потому что "вы же в Донбассе наворовались хорошо, так что деньги у вас есть"...

Это тяжелое моральное испытание - найти дом.

Многие считают, что статус ВПЛ дает миллион помощи или льгот. Удивляются, "а что, вы за газ платите? У вас же льготы". Вот поговорите с людьми, поинтересуйтесь, что они знают о переселенцах - вам сразу скажут "им хорошо государство помогает и Европа в долларах", "они требуют", "у них есть" ...

Украина сама выталкивает своих людей оккупанту в зубы - Олена Степова
Олена Степова. Источник: Скриншот с видео

- Да, мне приходилось тоже такое слышать.

- А мне еще и возвращать "помощь" надо, поскольку я получала деньги на несовершеннолетнюю дочь, а мы же дом купили, пусть и не сразу. И оказалось, что мы не имели права даже на пособие на ребенка - из-за того, что дом уже есть у нас. Вот так.

А ребенка в школу как собирали?! Беда бедой. За каждую кофточку, за каждую тетрадку, за каждую копейку, что люди помогали, благодарна до смерти буду.

Вы думаете, я одна такая? Каждый второй переселенец - вот такой. С печальной историей небытия.

Но все же чаще одни люди помогают другим. И это просто невероятный круговорот добра и любви в природе. В России и на Донбассе такого нет, не было и не будет. Там даже своим "ополченцам" "наваросы" не помогают. Кровь для раненых - и то из-под палки.

Поэтому сколько слез - столько и историй благодарности от беженцев я слышу. Грусть, грусть, а затем - "Леночка, но оно же того не стоит, ты знаешь, нам же люди...".

Это невероятно! Украинцы - невероятные! Но государство...

- Возможно, государство просто не в состоянии одновременно реагировать на все без исключения вызовы, которые перед ним стоят?

- Я не знаю вообще, морально или не морально полагаться во время войны на поддержку государства. Я - не полагалась. Но очень нуждалась в чуткости, поддержке и помощи. Даже с точки зрения закона. Точное определение статуса - "беженка от террористически-оккупационной угрозы" - не помогло бы мне материально. Но здорово поддержало бы морально.

В довершение ко всему, предоставляя такой статус, создавая реестр коллаборационистов и разграничивая беженцев с теми, кто остался на оккупированных территориях, государство бы прозрачнее использовало средства, поступающие от Европы, на поддержку настоящих беженцев. И мы бы получили реальную помощь, а не виртуальные "бесплатные юридические приемные".

Читайте: Путина уже считают предателем: как закончится война на Донбассе

- Почему виртуальные?

- Да потому что кто туда обращается? Для меня это загадка. Позвонила, спросила, имеют ли мои дочери-студентки право на помощь. Знаете, какой ответ получила? "Читайте постановление КМУ, у вас есть жилье, поэтому - нет!". Я спросила, обжаловали ли общественные правозащитные организации это бесчеловечное решение - ответ: обжалуйте сами. Это на такую поддержку идут гранты?!

В чем смысл этой "правовой помощи"? Все ли переселенцы подали заявления в суд по поводу признания их детей "детьми войны", а их самих - жертвами оккупации России? А по поводу возмещения ущерба оккупантом сколько людей обратились в суды? Сколько процентов? Десяток людей, которыми занимаются политические партийные приемные - ради пиара и популизма!

А это надо было бы сделать массово, доступно, если уж не хотят законодательно помочь - чтобы все без исключения переселенцы-беженцы могли получить решение суда о признании их лицами, пострадавшими от российской агрессии. Это дало бы возможность сделать следующий шаг: подать иск к РФ в ЕСПЧ.

Кстати, сепары это уже делают. В ОРДЛО работает много адвокатов, имеющих двойную регистрацию в "Л/ДНР" и в Украине, правозащитные организации с двойной регистрацией, которые убеждают жителей оккупированных территорий обращаться в суд с исками против Украины.

Вот об этом знают люди в Украине? Нет! А этот вопрос безопасности, в том числе.

Мы выбрали села. Поменяли свой социальный статус. Потому что в селе трудно, а порой - и невозможно зайти работу по специальности. Вот мы и идем работать доярками, птичницами, потому что наш статус сейчас - борьба за жизнь. Мы - лица, перемещенные в пространстве, во времени, в статусе. Поэтому я и говорю, что переселение - это философия и дзэн. Потому что выживают и приживаются те, кто получает вторую жизнь, кто не держится за прошлое "там я был", "там у меня было", не требует "дайте мне так, как было".

И все 5 лет войны переселенцы обустраивают свою жизнь. Рожают детей. Женятся. Покупают жилье... Никто не кичится этим, скорее, позорным статусом. Просто живут. Просто делают свое дело, чтобы жить, чтобы выжить.

Но не все. Регулярно под Кабмином мы видим "реальных" (не то, что мы, тюфяки) переселенцев - которые орут, что власть барыг не приобрела им квартиры в столице. 5 лет войны! Где эти люди работают? Где живут? Почему не едут в села?

Украина сама выталкивает своих людей оккупанту в зубы - Олена Степова
Украина сама выталкивает своих людей оккупанту в зубы - Олена Степова. Источник: Фото: Вовремя

- А ведь правда - где они живут?

- Говорят, что в лагерях. А почему? Вот у нас за 5 лет в селе открылось аж 4 предприятия. Работы много. Есть еще проблемы с коррупцией и кумовским отмыванием денег общины, но работа есть. Жилье есть, дома от 10 тысяч гривен до кругленьких сумм в долларах за элитное жилье - на любой вкус...

Это же украинское село, а не русская деревня. Газ. Скважины. Хозяйственные постройки. Ремонты. Школы стоят - учителей нету. Воспитателей в детсадах не хватает. Есть спрос на слесарей, электриков. Все вакансии есть.

Но в основном в селах - простые дома, как у нас: свет, газ, вода в колодце, жить можно без ремонта года два или три. Там подмазал, там сделал. Руки ведь есть.

Однако почему-то вимогатели квартир от государства не едут в села. Хотя могли бы поселиться в поселках или в райцентрах - и требовать от государства помощи в приобретении вторичного жилья, объединиться с государством в борьбе за компенсацию от оккупанта.

Можно было бы начать такой процесс: государство помогает беженцу со всем, то есть предоставляет деньги на приобретение дома или квартиры на вторичном рынке, помогает в приобретении бытовой техники и вещей - но все это при условии заключения договора, согласно которому беженец берет на себя обязательство помочь государству в юридической войне против агрессора, выступить в Гааге, стать истцом к России, а из полученных контрибуций или репараций, когда таковые будут, вернуть государству затраченные им на помощь средства.

Можно было бы оговорить в этом социальном соглашении всё, все вопросы, включая равенство сумм (чтобы не было так, что одним - квартиру в столице, а другим - дом с глиняным полом в деревне) и содержание родственниками-переселенцами пенсионеров-родителей. Оговорить, чтобы помощь получал один член семьи, а не каждому по квартире. У нас ведь и так умеют.

Социальные соглашения - это нормальное явление в мире. Это юридическая жизнь. Это уважение друг к другу.

Но как-то странно, когда пока одни устраивают свою жизнь без государства, другие борются за то, чтобы государство или оплатило им жилье, или помогло купить.

И почему-то речь идет исключительно о новом жилье. И именно в Киеве. Почему не рассматривается вторичный рынок? Почему нет очередей из желающих поселиться в райцентрах или в селах?

И ни одно министерство почему-то не поднимает вопрос о более дешевом жилье на вторичном рынке, вместо этого они в унисон с частью переселенцев требуют у государства деньги на строительство жилья нового. Легче отмывать, да?

И все это при том, что по деревням за бесценок практически продаются множество домов, которые можно при желании общины взять в коммунальную собственность, отремонтировать, поставить печку - и дать возможность людям там жить.

Но кому-то выгоднее оставить все, как есть. И давать политикам возможность играть на проблеме переселенцев. Даешь популизм - "купим всем квартиры в Киеве". Айда голосовать!

Читайте: Кремль принял решение по Донбассу: фанаты ДНР-ЛНР готовы идти войной на Россию

- То есть получается, в самом невыгодном положении оказались те переселенцы, которые как раз максимально облегчают государству исполнение обязанности заботиться о своих гражданах, оказавшихся в беде?

- Именно так. Если ты приехал и не лез в Киев, не стучал каской по мостовой возле Кабмина, не требовал новую квартиру где-то в центре столицы или в Межигорье, а вместо этого купил домик в деревне или в пригороде - ты не имеешь права на получение какой-либо помощи от государства. Хотя ты и купил это жилье уже после того, как уехал с Донбасса.

Многие из тех, кого я знаю уже как собственников жилья в мирной части Украины, продавали там, в оккупации, все за бесценок, чтобы здесь купить хоть что-то. Не в центре. Просто - хоть что-то. Семья моих земляков-свердловчан продала в Свердловске 2-комнатную квартиру почти в центре, с ремонтом, с индивидуальным отоплением, плазмой, холодильником, то есть со всем (другое там не покупают) за 3500 долларов. И они счастливы! Потому что вырвались, да еще и так "выгодно". На эти деньги они купили дом в деревне, еще и осталось. Уже ремонт сделали. Старенькую машинку купили. Вот так.

И угадайте, если по требованию стукачей касками примут закон о компенсации стоимости первичного жилья - нам, вот таким самостоятельным упрямцам, кто-то возместит расходы на приобретение наших домов?

- Нет. Потому что закон обратной силы не имеет.

- Именно так. Поэтому те, кто стучит касками, те, кто до сих пор в оккупации, но имеет статус ВПЛ - они получат компенсацию. А те, кто уехал в 2014-17 годах - нет. Те, кто купил вторичное жилье - нет. Это равенство?

Ну а то, что у нас требуют на 5 году войны строить первичное жилье для переселенцев, хотя на "вторичке" его хватит на три Донбасса - я считаю даже не популизмом. Кто-то просто отмывает деньги на этих "стройках".

Так может хватит? Это утомляет. Вся эта ложь и манипуляции. Они - для хабалок и невежественных людей "а-ля совок". Те, кто решил уехать из оккупации ради будущего, своего или своих детей, уже его строит. Работает. Арендует. Покупает. Рожает. Женится. Ради жизни. Не дожидаясь, не требуя "дай". Не осуждая государство. Молча. Один на один.

И окрыляет только человеческая помощь, любовь и сострадание.

Именно из-за вот такой ​​политики государства мы потеряли кучу людей, потому что они вернулись туда, где есть жилье, где не надо платить за аренду - в оккупацию. Мы сами вытолкали своих людей оккупанту в зубы. Зачем?

Ну и еще один важный вопрос: а куда идут эти деньги, которые на помощь переселенцам с Донбасса выделяет Европа? Доходят ли они до тех, кто реально нуждается в помощи?

Может потому нас и смешивают с псевдо-переселенцами, чтобы было "по-богатому", то есть - чтобы нас было больше, чем на самом деле. Ну, чтобы кричать "беда, беда, беженцы понаехали" - и отмывать деньги. Но это же мародерство, разве нет?

Продолжение интервью читайте на UAportal ближайшее время