rus
Українська
Mixed

Гундяев в вилке: Алексей Арестович об опасности церковной войны в Украине

Татьяна Гайжевская

Гундяев в вилке: Алексей Арестович об опасности церковной войны в Украине

Русская православная церковь ожидаемо не признала Украинскую Поместную Православную церковь, созданную 15 декабря. "Неканонично", "раскольники" - старая знакомая песня. Одновременно глава УПЦ МП упорно отказывается признавать, что отныне не имеет права носить гордое звание "митрополита Киевского". Снова непринятие, обвинения и даже угрозы.

Как далеко РПЦ и ее филиал в Украине – УМП МП – могут зайти в этом противостоянии? Как могут и как должны были бы поступить руководители этих структур, обладай они здравым смыслом? Своим мнением об этом с UAportal поделился военный обозреватель и блогер Алексей Арестович.

- Могут ли события развиваться по нарастающей? Если да, к чему это может привести в конечном итоге?

- Нет, я вижу, что россияне не готовы к нарастающей. Они заняли пассивную оборону, абсолютно растеряны. Признаков нет. Во всяком случае, пока.

Это происходит по двум причинам. Первая – потому что они очень надеялись порешать в Константинополе, и в Украине практически не работали. Но в Константинополе порешать не получилось, они всё провалили. А в Украине уже всё упущено.

Читайте: "Очень тревожный звонок". Арестович про "наступление" ВСУ на Донбассе

Вторая причина – поработали наши товарищи от СБУ, от МВД, от уполномоченных органов, от Администрации президента. Они ясно объяснили всем, что люди, которые будут эксплуатировать эту тему, да еще и пытаться перевести ее в какие-то силовые варианты, будут однозначно трактоваться как сепаратисты, попадать под соответствующие статьи Уголовного кодекса Украины со всеми вытекающими последствиями. То есть их будут рассматривать как людей, которые занимаются организацией выступлений в воюющей стране, да еще и во время военного положения. Тут разговор однозначный, никакая ряса не спасет.

- И все-таки УПЦ МП не сдаются. Например, вчера состоялся переход кафедрального собора УПЦ МП в Виннице в Поместную церковь. Есть видео того, как восторженно это событие было воспринято прихожанами (видео - в конце этой публикации). Но в пресс-службе УПЦ МП заявили, что якобы храм был захвачен и что верующие были против такого решения. Могут ли подобные заявления послужить основанием для каких-то действий, в частности, "Путин, введи войска", если речь пойдет не об одном храме, а о 10-20?

- Ну, пусть сначала речь пойдет о 10-20. Пока это разборки на уровне одного храма. Не видно системной работы. Если бы это делалось для подготовки боевых действий против Украины, для ввода войск и так далее, то это надо было бы делать сразу в 30 храмах.

А пока видно, что они растеряны. Я уверен, что большая часть их пребывает в переговорах о вступлении в Поместную церковь. Конечно же, каждый священник будет бороться за свой "ларек" со свечками, его будет поддерживать российская пропаганда как ущемляемого.

Читайте: Турция ставит ногу в Черное море: Арестович о союзнике Украины в борьбе с РФ

Но это единичный случай, который совсем не похож на системное притеснение. Они до сих пор сидят в лаврах, никто их оттуда не выгоняет, хотя это не их лавры – это памятники истории с государственным статусом, в которых им дали немножко пожить.

От Украины как государства требуется покой, самоустранение от этих дел и работа на уровне профилактики возможных выступлений. Ни в коем случае не допустить каких-то силовых проявлений, захватов и так далее.

Просто надо перетягивать священников вместе с приходами. Ну, и сами прихожане должны объяснять священникам: если ты нормальный человек, ты будешь на стороне Поместной церкви, а не на стороне той церкви, которая в службах воспевает людей, приказывающих убивать украинцев.

- В случае с винницкий храмом есть еще один повод для потенциального конфликта. Поскольку митрополит Винницкий и Барский Симеон перешел в Поместную церковь, в пресс-службе УПЦ МП заявили о том, что на его место будет назначен новый епископ, в связи с чем Симеон должен освободить помещение канцелярии. Может ли здесь что-то произойти?

- Ну, приведут титушек, попробуют выломать дверь, придет полиция, даст всем по голове и разгонит. Это слишком мелкая проблема для ввода войск. Почти бытовой конфликт.

Читайте: МП будет нечего возразить. Арестович об Объединительном соборе

Если бы они четко шли на силовой сценарий, то организованная стратегия состояла бы в том, чтобы 20 храмов восстали, 10 епископов и так далее. Но это показывает, что никакой организации там нет. Почему нет, понятно – потому что, во-первых, на самом деле батюшки пользуются известной самостоятельностью, даже в РПЦ. Канонической, правовой и так далее. Во-вторых, они очень чувствительны к потере мест. И вот такой батюшка думает: сейчас я стану раскольником, а рано или поздно Украина, да еще и с поддержкой Запада, да еще и Вселенского патриархата всё равно победит, а Россия отсюда уйдет. И кем я буду после этого? Потом искать себе где-то в Сибири маленькую церквушку с тремя бабушками? Да лучше я тут останусь в Виннице, в центре города. Это совсем другой расклад.

Поэтому я думаю, что большинство перебежит.

Другое дело, что Россия может опомниться и как-то отыграть на стратегическом уровне. Но для этого нужно, чтобы было управление на стратегическом уровне и рычаги. Они не могут основательно дотянуться до этого. Что они могут предложить? Большие деньги? Так они и так имеют большие деньги за местоблюстение. Угрозы? Ну, пойдите поугрожайте, у нас тут военное положение. Он тут же пойдет жаловаться в СБУ, и СБУ будет его защищать на совершенно законном основании, и все эти титуханы и прочие солсберецкие шпили, которые будут ему угрожать, сильно пожалеют.

Читайте: Это бешеные собаки. Арестович об опасности, которая увеличивается с каждым днем

Ну и потом, убивать священников – это такое дело. Никто не согласится.

Они упустили ситуацию. Они с самого начала не были готовы на противостояние внутри Украины, потому что понимали, что оно не в их пользу. И не потому, что наши титушки сильнее их титушек, а потому что сами священники не готовы к этому противостоянию. Они не хотят этого.

- Как Кремль, РПЦ, Гундяев могли бы поступить по-умному, чтобы красиво выйти из этой ситуации?

- Им надо было занимать жертвенную позицию гонимой церкви. Ни в коем случае не силовой вариант, а рассказывать слезливые истории, как их ущемляют проклятые националисты. Естественно, надо нанимать титуханов с националистической символикой под видом того, что их громят.

Гонимая церковь – это всегда смотрится очень выгодно. Бабушки будут рыдать, Европа будет делать соответствующие заявления.

Но тогда они не попадают в ролевую модель. Они же "десантники у фонтана". Они же только наступают.

Читайте: Милитарный монстр поднимается с востока: Арестович о страшилках от мировых лидеров

Они пробовали встать в плакательную позицию, Кирилл что-то там разослал всем (14 декабря патриарх Кирилл направил послания главам поместных православных церквей, Папе Римскому Франциску, главе Англиканской церкви, генсеку Всемирного совета церквей, генсекам НАТО и ОБСЕ, президенту Франции и канцлеру Германии о том, что якобы в Украине имеет место вмешательство и давление государства в церковную жизнь, - UAportal). Но это смотрится очень смешно, потому что, с одной стороны, вы угрожаете "Искандерами" и танками в Брюсселе, а с другой, плачете и говорите: "Защитите!"

Рвется ролевая модель, а это всегда смешно и неубедительно.

Поэтому они в вилке: плакать они не могут, хотя сейчас это был бы лучший сценарий. И наступать они тоже не могут в силу того, что нет кадров для наступления, священники не будут этим заниматься для Москвы. Даже их священники.