rus
Українська
Топ-темы:

"Видел, как цыгане нападают на девушек, бьют и отбирают сумки". Интервью с активистом Сергеем Бондарем

Лилия Рагуцкая

'Видел, как цыгане нападают на девушек, бьют и отбирают сумки'. Интервью с активистом Сергеем Бондарем

UAportal поговорил с общественным активистом Сергеем Бондарем, автором резонансного видео, на котором зафиксирован один из случаев кражи на киевском ж/д вокзале "Южный".

- Сергей, на днях вы опубликовали видео уборки коммунальщиками на вокзале "Южный" в Киеве, в том месте, которое облюбовали ромы. Появилась надежда, что там наконец наведут порядок...

- Я тоже на это надеялся. Там были кучи мусора, грязи, их лежанки, где они отдыхали между грабежами - и коммунальщики убрали все это.

Началось все на самом деле с другого моего видео, которое наделало немало шума и набрало несколько сотен тысяч просмотров. Я снял на телефон, как на вокзале три цыганки крадут у девушки кошелек из рюкзака - прямо на видео, не прячась, не боясь ничего. Кошелек мы девушке тогда вернули, но она отказалась писать заявление - и воровки избежали ответственности.

Это видео люди активно распространяли. Оно всколыхнуло сеть. И кто-то, очевидно, принял волевое решение навести на вокзале порядок. Попытка такая была совершена. За цыганами очистили территорию от мусора. Женщины-коммунальщицы с брандспойтами, как пожарные, убирали вокзал от последствий их жизнедеятельности... Я это случайно увидел, снял - и назвал "зачисткой". Потому что реально надеялся: вот, наконец, кто-то взялся навести порядок. Но порядка не случилось.

- А что случилось?

- Воровство продолжается. Уже на следующий день мы с самого утра задерживали воров. Тех, на кого люди показывали пальцем: вот этот пытался украсть у меня кошелек, а эта цыганка тащила телефон... Люди отказывались писать заявления, потому что спешили - кто на поезд, кто по делам, но тем не менее указывали на конкретных людей, причастных к ограблениям. Полицейские, с которыми мы патрулировали, реагировали. Пытались проверить у этих воров документы. Но документов у них не оказалось, поэтому все они были доставлены в райотдел для установления личности.

В райотделе всех цыган обыскали. Все награбленное они успели сбросить, попередавать сообщникам. Там же целая схема отлажена. Поэтому никаких денег при них в райотделе не нашли. В дальнейшем из полиции этих людей отпустили.

''Видел, как цыгане нападают на девушек, бьют и отбирают сумки''. Интервью с активистом Сергеем Бондарем

- Много их было?

- Порядка 60 человек. Уже через каких-то полчаса мы часть из них отыскали в игорном заведении возле вокзала - с кучей денег.

И знаете, я раньше думал, что в этих "игровых автоматах" (незаконных, кстати) цыгане просто себе оплачивают возможность пересидеть дождь или облаву. Но нет. Они там - как клиенты. Есть данные, что только в этом заведении цыгане оставляют порядка 100 тысяч гривен в день. Наворовали - и идут спускать.

Среди тех, кого мы обнаружили в этом игорном заведении, были и те, кого часом раньше мы же отводили в райотдел.

Прямо под этим заведением, кстати, в конце сентября погиб сын одной из тех цыганок. Тоже грабитель. Он напал на полицейского. Свидетелем этого стал Максим Ярош, парень, воевавший в "Азове", побывавший в плену. Он это все снимал на видео. И решил защитить полицейского. Подбежал. Один из цыган попытался напасть на него с ножом, Максим его залил из газового баллончика, тот начал убегать, попал под машину - и погиб.

Его мать, которую мы видели в игорном заведении, ранее попадала на видео, когда пыталась украсть кошелек. То есть они делают это, не скрываясь. Потому что на киевском вокзале никто с этим ничего не делает.

- Получается, надежда на то, что наконец кто-то наведет порядок, не оправдалась?

- Она угасла очень быстро. Как только мы увидели, что все воры, которых мы поймали, были отпущены из-за отсутствия доказательной базы. Вот и все.

''Видел, как цыгане нападают на девушек, бьют и отбирают сумки''. Интервью с активистом Сергеем Бондарем

Это годами происходит. И никого это особо не волновало. Я проводил человека на поезд, а когда возвращался, по ходу движения помог 4 девушкам вернуть только что украденные кошельки. В одном из случаев даже четко зафиксировал на видео, как происходила кража. Не прерывая съемку, вернул его владелице. Но она отказалась писать заявление.

Так что все эти лица были зафиксированы. Но они продолжают воровать. Это конвейер. Никто из них не составляет каких-то хитрых планов ограбления. Они просто заходят на вокзал - и воруют все, что видят. За минуту могут оставить без денег несколько человек. И никто не реагирует.

- Почему? Это непрофессионализм?

- Допускаю, что это непрофессионализм, умноженный на коррупционную составляющую.

- Есть у вас предположение, о каких деньгах идет речь?

- Обычно люди на вокзале - это граждане, которые едут на отдых, возвращаются с заработков. Понятно, что они имеют при себе значительные суммы. Мне известны случаи, когда у людей воровали по 10-15 тысяч долларов.

У девушки из моего видео в кошельке была большая пачка евро. Уже после этого я снимал другую пострадавшую, спрашивал у нее о конкретной сумме - и она говорила, что у нее в кошельке было 100 долларов, 250 евро и 450 гривен.

И если мы говорим, что грабежи здесь происходят ежеминутно - понимаем, что здесь вращаются миллионы.

- Значит, закрывать глаза на то, что происходит может быть выгодно?

- Получается, что так.

- Решение навести порядок, по крайней мере, попытке это сделать - это некая районная инициатива или решение принималось выше?

- Думаю, это решалось на уровне города, а то и Министерства внутренних дел. Потому что шум мы создали серьезный. Те же полицейские начальники - они же и родственников своих здесь провожают-встречают, и сами куда-то ездят. Может, они начали и за свои кошельки опасаться. Я ведь просто показал масштаб. Показал, как нагло, не скрываясь, под камеру, цыгане лезут - и вытаскивают кошельки.

Я знал, что такое что-то здесь происходит. И раньше мне приходилось возвращать девушкам кошельки. Хотя я этого не снимал. Но в позапрошлое воскресенье, когда я проводил человека на поезд, я увидел масштабы того, что здесь творится. Того, что они настолько угрожающие, я даже представить не мог.

''Видел, как цыгане нападают на девушек, бьют и отбирают сумки''. Интервью с активистом Сергеем Бондарем

- Как вы понимаете, что вот прямо сейчас происходит воровство? Я, например, никогда ничего подобного не замечала...

- А вы начните смотреть - и будете замечать. Надо просто смотреть по сторонам. Это все видно. Они ведь и пользуются тем, что люди не смотрят.

- Как реагируют сами ромы обычно, когда их ловят на горячем?

- Им без разницы. На том же видео, что я снял в воскресенье - там же типичная ситуация на самом деле. Три цыганки. И когда оказалось, что они вытащили кошелек и поднялся шум - одна из них даже наушники из ушей не вытащила. Там видно на видео, что она стоит и спокойно переключает музыку.

Ей не интересно, что происходит. Ее ничего не смущает. Она только что совершила преступление, ее сообщница вернула кошелек хозяйке - а эта стоит и музыку переключает... Другие ее коллеги говорят, что недавно вернулись из России. Там они так же воровали. Но угодили в тюрьму. "Поэтому мы в Киев приехали, потому что здесь не сажают".

- Если поднять шум, они без проблем возвращают украденное?

- Да. В основном, возвращают.

Читайте также:"Плохо, если прольется кровь. Но мы готовы". Интервью с Родионом Шовкошитным об угрозе религиозной войны в Украине

- А как себя вести в таких случаях? Что делать, когда они не просто тихонько кошельки вытаскивают, а обступают - и начинают "нависать"?

- Надо понимать, что от этого никто не застрахован. И быть готовым к такой ситуации. Хвататься за любые подручные средства, я не знаю... Я часто вижу в соцсетях сообщения, где люди пишут что-то типа: вот, я шел по городу, мимо проходили 5 цыган - и они вдруг решили мне отдать десять телефонов. Вот эти телефоны, вот их коды IMEI, кто узнает свой - дайте знать, я вам их вышлю. Понятно, что в реальности было немножко не так. И никто по доброй воле ничего не возвращал. Какие-то меры воздействия, вероятно, таки были предприняты.

- Где лучше держать ценности, деньги?

- В кармане. Желательно, там же и руки держать. Если вы идете в толпе и знаете, что вы не можете быть уверенными в собственной безопасности, в безопасности окружающих, и в то же время четко понимаете степень риска стать жертвой ограбления или и чего похуже - то надо быть готовым к тому, что у вас могут попытаться украсть кошелек или телефон.

''Видел, как цыгане нападают на девушек, бьют и отбирают сумки''. Интервью с активистом Сергеем Бондарем

- Шум поднимать надо? Не будет ли это опасно для человека, которого ограбили?

- Желательно поднимать. Если вы видите, что совершено преступление и начнете шуметь - возможно, рядом будет проходить человек, менее сдержанный, чем вы. И возможно, он сможет убедить грабителя отдать и ваш телефон, и десять телефонов других людей, которые были украдены буквально за несколько минут до этого.

- Вы, выложив видео ограбления, возмутились, что жертвы ограблений отказываются писать заявления в полицию. Получается, ни в одном из четырех случаев, свидетелем которых вы стали в тот день, никто задержан не был?

- Да. Ни одного задержанного. Они просто разворачиваются и уходят. Меня это настолько поразило - масштабы апатии людей!.. Пойди, попробуй, ткни пальцем, напиши заявление! Я помог тебе вернуть твои деньги - давай же задержим грабителей, давай ты напишешь заявление и возможно хотя бы этих привлекут к ответственности!.. Но все отказывались. Им это просто не нужно. Потому что они убеждены, что полиция ничего не будет делать.

Меня это настолько поразило, я как-то настолько болезненно это воспринял, что вышел на улицу и долго стоял, пил кофе и не мог прийти в себя от того, что происходит. А в это время на вокзале грабили, грабили, грабили... Это не прекращается. Ну и мы понимаем, что в полиции даже данных о масштабах воровства нет. Потому что никто заявлений не пишет. Преступления вроде и есть, их много. Очень много. Но одновременно их как бы и нет.

- Сейчас "Муніципальна варта" будет патрулировать на вокзале?

- "Муніципальна варта" пыталась патрулировать с полицией этот вокзал. Но это оказалось неэффективно. Результат - лишь кратковременный. Потому что все воры оказались на свободе.

''Видел, как цыгане нападают на девушек, бьют и отбирают сумки''. Интервью с активистом Сергеем Бондарем

- Это все напоминает черпание воды решетом.

- Да, это решето.

- Вы видите хотя бы какой-то вариант решения проблемы?

- На самом деле, все просто. Когда полиция реально хочет навести порядок и законность - она ​​берет и это делает. Заходят оперативные сотрудники, документируют, хватают и отдают под суд. Надо понимать, что речь идет о сотнях сорванных планов, искалеченных судеб. Ведь это не просто деньги. Не просто документы. Это люди, которые едут в отпуск, в командировку. И у них ломается все. Документы, банковские карты, не говоря уже о деньгах - это все не так просто восстановить. И хотя никто не ведет такой статистики и отследить это трудно, я уверен, не раз и не два людей так доводили до суицида. Потому что забирали у них последнее.

- В конце концов, человек же может ехать не в отпуск, а навестить тяжело больного родственника. Или на похороны к близкому человеку...

- Да. Они же не интересуются причинами.

Если бы это был такой извращенный подвид "робингудства" - "укради у богатого, отдай бедному" - это еще можно было бы хотя бы попытаться понять. Попробовать. Но нет. Они просаживают все награбленные средства на автоматах через дорогу... А после, не стесняясь, признаются: грабили, грабят и будут грабить. И никто им ничего не сделает.

- По Киеву много мест, где риск быть ограбленным ромами особенно высок?

- Центр. Бессарабка, Крещатик, Майдан. Места, где есть скопление людей. Ну и номер один - столичный вокзал. Это главная точка. Я такого не ожидал. Я видел много беззакония. Но чтобы настолько массово!.. Реально, здесь грабят людей больше, чем в любом районе Киева. А возможно - больше, чем по всем районам, вместе взятым. Потому что это - конвейер. Каждый, кто хочет в этом убедиться, пусть просто приедет вечером на вокзал. Надо смотреть - и вы все это увидите.

- Когда разбирали "стоянки" ромов в том же Голосеевском районе - вы лично принимали в том участие?

- Нет, не принимал. Зато я принимал участие в инспекциях в присутствии и по инициативе правоохранителей местных райотделов полиции, райадминистраций, службы по вопросам защиты детей, служб благоустройства. Чиновники и полиция к нам обращались. Говорили, что когда туда идут участковый и представители служб - их просто гонят оттуда палками. Поэтому мы присоединялись к этим инспекциям, чтобы обеспечить массовость и предупредить преступления в отношении сотрудников полиции и коммунальщиков. Приезжали - и убеждали цыган, что расположение лагеря в том или ином месте - незаконно. Что мусорить и возводить временные постройки здесь нельзя. И они ехали себе оттуда.

Что же касается видео, которое называют погромом и так далее - то даже там достаточно просто посмотреть, кто туда пришел с голыми руками, а кто бросался с палками, топорами, лопатами. Это же цыгане были. Некоторым приходилось от них просто защищаться с помощью газового баллончика. Но это была исключительно самозащита.

''Видел, как цыгане нападают на девушек, бьют и отбирают сумки''. Интервью с активистом Сергеем Бондарем

- Кстати, известны ли вам случаи, когда те же ромы не просто украдкой кошельки вытаскивают, а идут на откровенный разбой? Бывают ли разбойные нападения?

- Бывают. На вокзале реже, потому что здесь они упор делают на массовости, а не на потребности силой отбирать добычу. А вот на Святошино, например, я сам видел, как цыгане нападают на девушек, просто бьют и отбирают сумки. Это уже не воровство в чистом виде, не скрытое завладение имуществом. Там отбирают открыто. Девушка заходит в переход с сумкой, а выходит уже без нее.

- Вы собираетесь продолжать приходить сюда, на вокзал - и останавливать кражи?

- Немного еще похожу. Посмотрю, насколько это эффективно. Потому что пока эффективность крайне низка. Комплексно я эту проблему решить не могу. А если начну применять силу и однажды это получит какую-то публичность - будут преследовать меня. Их же никто не тронет.

Меня поражает, что цыгане не скрывают того, чем занимаются. Они говорят: да, мы воруем, да, мы продаем наркотики - и нам ничего за это не будет. Говорят, что "мы все такие". Так почему мы должны избегать признания того, что они - грабители и наркодиллеры? Не потенциальные - настоящие. Они сами об этом говорят. Как и о том, что легко избегают ответственности за то, что делают.

Я на данный момент знаю одно: там, где я буду присутствовать, ничего не украдут. Но так же я понимаю, что меня и таких, как я, на всех не хватит. Поэтому простой совет: будьте осторожны. Обращайте внимание на то, что происходит вокруг. И приходите на помощь другим людям.