rus
Українська
Mixed

Путин станет царем? Гозман о монархии в России и страшной концепции Кремля

Татьяна Гайжевская

Путин станет царем? Гозман о монархии в России и страшной концепции Кремля

Помощник Путина Владислав Сурков написал настоящую оду "доброму царю". В "Независимой газете" был опубликован его текст под названием "Долгое государство Путина", в котором автор убеждает читателя в уникальности нынешнего "верховного правителя". По его словам, тот обладает "уникальным и главным" достоинством - "слышать и понимать народ", и народ отвечает ему доверием.

Резюмирующая часть статьи звучит как настоящий вызов: "У нашего нового государства в новом веке будет долгая и славная история. Оно не сломается. Будет поступать по-своему, получать и удерживать призовые места в высшей лиге геополитической борьбы. С этим рано или поздно придется смириться всем тем, кто требует, чтобы Россия "изменила поведение". Ведь это только кажется, что выбор у них есть".

"Как только говорят о следующем столетии России, которое будет таким замечательным, возникают какие-то крайне неприятные ассоциации, например, с тысячелетним рейхом", - сказал в блиц-интервью UAportal российский политик, президент Общероссийского общественного движения "Союз Правых Сил" Леонид Гозман. И поделился мнением об этом интересном тексте.

- Считаете ли вы, что этот текст можно рассматривать как некую информационную подготовку к возведению Путина на трон?

- Если вы говорите о формальном возвращении монархии в России, то, конечно, этого не будет.

Кроме того, никто не знает, то ли этот текст отражает мнение президента Путина, то ли он направлен на то, чтобы как-то повлиять на президента Путина, вызвать у него симпатию к автору или еще какие-то цели. Этого никто не знает.

Но то, что у нас не будет формального возвращения к монархии – это совершенно точно.

- А де-факто?

- А де-факто у нас уже монархия.

- Как давно?

- Я думаю, примерно года с 2012.

Читайте: Руины Кремля и торт для министра: Леонид Гозман о трагедии глобального масштаба

- Раз де-факто существует монархия, значит, должна быть предусмотрена и передача власти наследнику.

- Конечно. Никто ведь не собирается передавать власть с выборами. Во-первых, пока вообще не понятно, собираются ли ее передавать или, пока здоровье позволяет, наш лидер останется на посту. А если в какой-то момент это не получится, то, конечно, тогда власть будет передаваться не выборами.

По крайней мере, таков замысел властей. Собственно, у Николая II тоже был план передать власть цесаревичу Алексею, но судьба распорядилась иначе.

- Каково ваше мнение по поводу последней фразы в статье Суркова? Если не последнее лицо в российском государстве позволяет себе подобные дерзости, можно ли предположить, что у власти имеется некий источник уверенности в собственной силе? Если да, в чем он?

- Нет, конечно. Текст направлен на внутреннюю аудиторию. Некоторые считают, что только на одного читателя – на Путина, некоторые считают иначе. Но совершенно точно, что текст не направлен на Запад. Все эти разговоры, конечно, для того чтобы поднять самооценку читателей здесь.

Читайте: Будет ли Путин править вечно и отстанет ли от Украины: прогноз Леонида Гозмана

Никаких оснований так говорить, разумеется, нет. Наоборот, к сожалению, как мне кажется, наша страна свой потенциал влияния, уважения к себе и так далее просто катастрофически растрачивает. И авантюрами в Крыму и на Донбассе, и неспособностью справиться с внутренними проблемами, и многими другими вещами. Поэтому никаких оснований так говорить нет.

Кроме того, как только говорят о следующем столетии России, которое будет таким замечательным, возникают какие-то крайне неприятные ассоциации, например, с тысячелетним рейхом и так далее.

- То есть главная идея текста – приободрить россиян, возродить в них веру в великое государство, в великую империю?

- Нет. Во-первых, возможно, текст написан для одного человека, а не для всех россиян. Написан он для президента. Многие так считают. Я никак не считаю, потому что у меня нет информации, я не знаю.

Во-вторых, совершенно не исключено, что текст действительно отражает представление о том, как надо организовывать государство – либо самого автора, либо президента страны, либо некой группы из тех, кто находится сейчас у власти.

Читайте: У Кремля есть две задачи по Украине. Леонид Гозман о нашумевших заявлениях Путина и угрозе войны

Там описано, каким должно быть государство. Государство должно быть предельно авторитарным, абсолютистским. В государстве должен быть лидер, который гарантирует, что он понимает народ, а народ это, так сказать, с радостью воспринимает. В этом государстве нет настоящих выборов и прочего – просто потому, что в нем есть лидер, который понимает этот самый "глубинный народ".

Это определенная концепция. Концепция достаточно страшная, как мне кажется. Она напоминает и наше прошлое, потому что про товарища Сталина тоже говорили, что он прекрасно понимает народ. Она напоминает части русской монархии, потому что русский царь тоже все понимал, чувствовал мужика и так далее.