rus
Українська
Топ-темы:

Варфоломей загоняет Кирилла в угол и готов отобрать у него УПЦ МП – Голышев

Татьяна Гайжевская

Варфоломей загоняет Кирилла в угол и готов отобрать у него УПЦ МП – Голышев
Варфоломей загоняет Кирилла в угол и готов отобрать у него УПЦ МП – Голышев. Источник: Настоящее Время

Несмотря на множество обнадеживающих заявлений, предоставление Православной церкви в Украине статуса автокефальной (Томоса) выглядит довольно сомнительным. Всё, что делает в этом отношении Константинопольский патриархат, на самом деле является элементом "войны" патриарха Варфоломея и Московского патриарха Кирилла за право представлять "полноту православия" в мире.

Идеальным вариантом для украинской церкви был бы переход УПЦ МП под омофор Константинополя, тем более что де-факто Москва уже предоставила этой церкви автономию. Такое мнение во второй части интервью UAportal высказал российский публицист, блогер, аналитик, автор исследования "Personal Jesus" Владимир Голышев.

Первую часть интервью читайте здесь: После убийства Захарченко у Кремля остается два варианта - российский публицист

- Вы видели это забавное видео, где патриархам Варфоломею и Кириллу предлагают стаканы с водой

- Да, я знаю, чем закончилась эта глупая история. Это было очень глупо – попытаться слепить ту утку, которую попытались слепить. Представьте: вы пришли к кому-то в гости. И вдруг у вас из-за спины выскакивает какой-то человек в сером пиджаке и начинает хозяев угощать! Такого же не может быть.

Это совершенно очевидно, что человек, который обходит с напитком присутствующих - представитель хозяев.

- Тем не менее, вам не кажется, что патриарх Варфоломей находится в опасности? Вот-вот должен решиться вопрос с Томосом для украинской церкви. Вы знаете, какое давление оказывает РПЦ на Константинопольский патриархат и лично на патриарха. Вы не считаете, что в ход могут пойти самые разные инструменты?

- Нет, я не считаю, что в ход пойдут разные инструменты. Я просто иначе смотрю на этот вопрос – на автономию, на Томос и все остальное.

Мысленно абстрагируйтесь от того, что в центре находится Украина, ее историческая автономия церкви и прочее. Мысленно поставьте себя на место Варфоломея и Кирилла. Сейчас они находятся в жесточайшем конфликте – каждый из них претендует на то, чтобы символически представлять полноту православия. Варфоломей для этого созывал Всеправославный собор на Крите, Гундяев всячески пытался сорвать этот собор.

- Подождите, а разве Константинопольский патриарх не является "первым среди равных" в Православной церкви?

- Это условности. Нет, он не "первый среди равных". Просто среди древних церквей Константинопольская имеет первенство по чести. С тем же успехом можно сказать, что президент Греции – самый влиятельный человек, потому что Древнегреческая цивилизация… Или президент Италии, потому что Римская империя… Это всё несерьезно.

Речь идет о сиюминутном политическом влиянии.

Так вот, себе в союзники Гундяев записал Папу Франциска, с которым встретился в Гаване. И тот с ним встречался как с лидером православного мира – именно так он Гундяева и назвал.

- Может быть вы не знаете, что у Папы Франциска с патриархом Варфоломеем потрясающие личные отношения. Они часто принимают участие в совместных мероприятиях и демонстрируют максимальное дружелюбие друг к другу.

- Да, только в критический момент для Варфоломея он устроил встречу с Гундяевым под камерой и назвал его лидером православного мира. В тот момент, когда это было максимально болезненно для Варфоломея.

Так что, кто с кем встречается в данном случае не имеет значения. Франциск выступил в качестве союзника Гундяева, у них какие-то свои терки. Видимо, эти терки настолько важны для Франциска, что в данном случае он выступил на стороне Гундяева.

И вот у Варфоломея появилась возможность дать "ответку". То, что мы видим сейчас, можно назвать так: "Варфоломей наносит ответный удар" и загоняет Гундяева в угол.

Я уверен: для Варфоломея украинский вопрос не является вопросом принципа. Это просто ответный удар. Насколько далеко он зайдет, мы на самом деле не знаем. Известно только, что быстро Гундяев эту проблему решить не смог. Он слетал в Стамбул, думал, что этот процесс он остановит, что они пожмут друг другу руки, о чем-то договорятся, поцелуются, и у них будет мир-дружба. Нет. Варфоломей продолжает силовую игру, продолжает загонять Гундяева в угол.

И тут возникает вопрос: как технически это будет осуществляться, если Варфоломей в этом направлении зайдет до конца. Чем дальше в лес, тем больше вопросов.

Но знаете, что было бы правильно и хорошо? Если бы Украинская православная церковь Московского патриархата раскололась. Для вас не секрет, что фаворит покойного блаженнейшего митрополита Владимира Александр Драбинко настроен патриотически, проукраински. В УПЦ МП есть достаточно проукраински настроенных епископов, священников…

Сейчас такие люди остаются на улице, потому что им рука никем не протянута. УПЦ Московского патриархата вся целиком сейчас записана в "шпионы Москвы". Они сейчас даже заикнуться не могут о том, чтобы перейти под константинопольский омофор.

- Но у этих людей своеобразный протест. Они проводят службы на украинском языке.

- Можно служить на украинском. Еще блаженнейший Владимир украинизировал богослужения. В этом нет никакого протеста, нет никакой проблемы.

Протест состоял в том, что многие священники УПЦ МП отказывались поминать Кирилла за богослужением, но им разрешили этого не делать (28 декабря 2015 года предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий в качестве исключения разрешил не поминать патриарха Кирилла во время служб, если это вызывает конфликты и недоразумения, - UAportal).

Де-факто Московский патриархат уже предоставил автономию Украинской православной церкви. И было бы правильно, если бы вполне каноничная, вполне уважаемая в православном мире Украинская православная церковь Московского патриархата частично или в полном составе, что лучше, попросилась бы под константинопольский омофор.

На этой почве они могли бы примириться со священниками Киевского патриархата и принять их в сущем сане, туда могла бы войти Автономная церковь.

- Что бы дал этот шаг?

- Что каноничная, всеми признанная церковь поменяла бы омофор – из-под московского перешла бы под константинопольский. Этот переход был бы идеален с точки зрения перетекания приходов от Московского патриархата к Константинопольскому. Это было бы канонично, красиво, и всем православным миром воспринялось бы без вопросов.

Но сейчас сложилась очень неприятная ситуация, когда всех в УПЦ МП записали в "шпионы Москвы", что совершенно не соответствует действительности. Получается, и прихожане этих храмов – тоже "шпионы Москвы"? Но они совсем не шпионы. Просто они всю жизнь ходили в эти церкви. В данном случае я имею в виду здания церкви.

- Некоторые из них даже не в курсе, что это УПЦ МП.

- Да. Они даже не отдают себе отчет. Люди просто ходят в церковь, и вопросы церковной политики для многих просто недоступны.

- Вы считаете, если бы часть УПЦ МП перешла под омофор Константинополя, это можно было бы рассматривать как победу патриарха Варфоломея над патриархом Кириллом?

- Да, он получил бы возможность красиво, без скандала и сложностей осуществить то, о чем мы сейчас говорим. Но так как УПЦ МП сейчас находится в такой ситуации, что там раскол внутри практически невозможен, любой епископ, любой священник сразу же будет объявлен предателем.

Поэтому Варфоломей оказался в ситуации, что реализовать свой план он может, только де-факто легализовав Филарета. Про Автономную церковь мы сейчас говорить не будем – она очень малочисленная.

Томос, Поместная церковь и так далее – звучит всё это очень красиво. Но де-факто это означает, что Филарет из патриарха Украины-Руси превратится в митрополита, а полную ответственность за его очень сомнительную организацию с очень плохой репутацией вдруг возьмет на себя Константинопольский патриархат.

Этот сюжет кажется мне маловероятным. Я с трудом себе представляю, чтобы на эту авантюру Варфоломей в реальности пошел. Но я легко могу себе представить, что он будет этим угрожать и шантажировать Гундяева и использовать возможность реализации этого сценария в качестве инструмента давления на него.

В данный момент идет церковно-дипломатическая игра, и я бы особенно не обнадеживался насчет Томоса, автономии и всего прочего, потому что в плане практической реализации это выглядит очень сомнительно.

- Как вы оцениваете опасность, которая в этой ситуации может грозить патриарху Варфоломею физически?

- Это всё несерьезно и маловероятно. Мне кажется, немного в шпионов заигрались. Если бы такие инструменты были применимы в церковной политике, то Филарет точно не дожил бы до нынешних своих лет.