rus
Українська
Топ-темы:

В Россию пойдут гробы: Леонид Гозман об отрезвляющем шаге Украины

Татьяна Гайжевская

В Россию пойдут гробы: Леонид Гозман об отрезвляющем шаге Украины
В Россию пойдут гробы: Леонид Гозман об отрезвляющем шаге Украины

С 28 ноября в 10 областях Украины, граничащих с Российской Федерацией, вводится военное положение. Одним из оснований стали агрессивные действия российских пограничников в Керченском проливе, где были атакованы и захвачены три украинских корабля, еще одним – данные военной разведки о том, что имеет место реальная угроза вторжения России на мариупольском направлении. Тем не менее, вопреки прогнозам, военное положение не отменяет и не переносит очередные президентские выборы в стране, поскольку продлится всего 30 дней.

Как расценивают этот шаг в России? Может ли Кремль пойти на военную операцию в Мариуполе и Бердянске? И каковы в контексте последних событий перспективы строительства в Бердянске украинской военно-морской базы? На эти вопросы в блиц-интервью UAportal ответил российский политик, президент Общероссийского общественного движения "Союз Правых Сил" Леонид Гозман.

- Как вы расцениваете такой шаг Украины?

- Я никак не могу расценивать, потому что я не могу оценить, каковы "плюсы" и "минусы" этого шага. Судя по всему, это действительно очень непростой вопрос, раз депутаты Верховной Рады посвятили пять часов его достаточно бурному обсуждению. Кто я такой, чтобы об этом судить?

Я могу только сказать про реакцию в России. Эта реакция как бы двойная. С одной стороны, пропагандисты орут понятно, что – "Порошенко показал свое подлинное лицо" и всякие прочие глупости. С другой стороны, я думаю, что это может быть отрезвляющее действие, потому что оно говорит о том, что ваша страна не склонна просто так поддавать ни шантажу, ни хулиганству.

Читайте: Гражданским лучше не знать: Арестович о секретной части военного положения

С этой точки зрения это важно. Я думаю, что те, кто у нас хотят прекращения войны, а таких людей достаточно много, это, скорее, одобрят.

Но для восприятия всего происходящего у нас очень важно то, что Верховная Рада назначила дату выборов президента. Потому что, когда только законопроект был внесен в Верховную Раду, у нас стали говорить, что всё это Порошенко делает для того чтобы отменить выборы президента и таким образом остаться у власти.

Но дата выборов назначена, это значит, что ваша республика намерена следовать нормальным конституционным путем, несмотря на внешнюю агрессию. И это замечательно. Дай вам Бог удачи.

- Считаете ли вы, что вся эта история с тремя украинскими кораблями, атакованными и захваченными в Керченском проливе, с заседанием Совбеза ООН, с озабоченностью, высказанной там, с международной реакцией на то, что произошло - может ли это вкупе с военным положением кардинальным образом повлиять на противостояние с Россией?

- Нет, я думаю, что не повлияет. Потому что наши власти не могут отступить. К сожалению для всех нас, потому что они сами себя, и вас, обе страны загнали в такой ужасный тупик.

Понимаете, для нашего руководства аннексия Крыма – это база его легитимности на сегодняшний день. Недаром выборы президента у нас были перенесены на годовщину аннексии. Они хотели это использовать, и они это использовали.

Поэтому, если они вдруг начнут отступать, то это очень рискованно для них. Хотя, мне кажется, по Донбассу отступить было бы можно без потери власти. Хотя, может быть, я ошибаюсь.

Читайте: Указ Порошенко о военном положении: полный документ

- Отступать – ладно. Но главное - чтобы не наступали. Вчера постпред Украины в Совбезе ООН Владимир Ельченко заявил о том, что, согласно разведданным, "есть четкая угроза вторжения" России в украинские Мариуполь и Бердянск. Собственно, отчасти с этой угрозой было связано введение военного положения. По вашим оценкам, готова ли сегодня Российская Федерация в лице Путина осуществлять новые захватнические действия?

- Мне кажется, что нет. Что ни по каким основаниям – ни по экономическим, ни по политическим, ни по каким – Российская Федерация сейчас не готова к полномасштабной войне с Украиной. И это вряд ли выгодно президенту Путину.

Потому что, если действительно наши войска, уже не под прикрытием "трактористов" и "шахтеров", а открыто пойдут на Бердянск, на Мариуполь и так далее, то, может быть, они и возьмут эти города. Не хочу обижать Вооруженные Силы Украины, но мне кажется, что наши ВС все-таки значительно мощнее, чем ваши.

Но даже если это наступление будет успешным в военном плане, оно в любом случае будет сопряжено с большими человеческими потерями. Вооруженные Силы Украины, в общем-то, уже доказали свою готовность и способность к сопротивлению. Это означает, что даже в случае успеха, если эта территория будет захвачена, тем не менее, в нашу страну пойдут гробы, пойдет "груз 200".

Читайте: Военное положение в Украине: какие права могут ограничить

Это не Крым, который удалось взять без единого выстрела. Поэтому высока вероятность того, что наше руководство потеряет поддержку, которую оно сейчас получает по поводу войны с Украиной. Сейчас эта поддержка во многом связана с тем, что эта война в человеческом плане кажется бесплатной. Естественно, там гибнут наши граждане, в том числе наши военные, но пока потери удается скрывать. Но если это будет настоящая война, потери скрывать уже не удастся. И власть может потерять поддержку.

То есть по рациональным основаниям эта война невозможна. Но, к глубокому сожалению, наше руководство уже неоднократно совершало иррациональные поступки.

Поэтому, был бы я украинским высокопоставленным чиновником, депутатом или просто гражданином Украины, я бы считал, что надо быть готовыми ко всему.

- Дело в том, что Украина строит военно-морскую базу в Бердянске. Три украинских корабля, которые были захвачены 25 ноября, направлялись как раз туда. Значит ли это, что РФ и дальше будет препятствовать нам создавать эту базу?

- Я думаю, что они сделают все возможное, чтобы у вас там не было базы. Но как долго удастся нарушать международное право, как оно было нарушен моей страной сейчас, я не знаю. Но они будут стараться, чтобы базы у вас не было – это совершенно очевидно.